Опять конец ноября. Опять это число: 30.11. Интересно, сколько еще лет, выходя на улицу, вдыхая сырой холодный воздух, а не дай бог, еще и с примесью дыма, буду чувствовать ту ни на что не похожую смесь восторга и тревоги?
Но именно утро 30 ноября 2013 года запомнилось не атмосферой или запахами, а одним поступком.
Тогда около Михайловского монастыря собралось несколько десятков растерянных людей. Мы обменивались новостями, которые уже и так от кого-то успели услышать, и не знали, что делать дальше.
И вот один из ребят, которому удалось спастись от «Беркута» в предыдущую адскую ночь, сначала рассказывал о событиях, а затем взял мегафон и принялся скандировать: «Киев, вставай! Украина, выходи»! Наверное, это обращение стало тогда чуть ли не первым призывом к протесту во всей оторопевшей от ночного побоища Украине. Люди собрались около оратора, перестав быть атомизированным множеством. Митинг переместился к памятнику княгине Ольге, начал разрастаться. Уже под вечер на Михайловской площади стояло не менее 30 тысяч манифестантов.
Наверное, восстание вспыхнуло бы в любом случае. Но кто-то должен был подать голос первым. Кто-то, кто не испугался. Или смог совладать со страхом. Или просто понял, что следует делать именно в это мгновение.
Да, возможно, историю так и не меняют. Но иногда ускоряют ее движение в нужном направлении.
Правда, будучи этим первым, можно и голову сложить. Но разве об этом думают, когда берут в руки мегафон, когда бросают «Молотова» в серый кордон на улице Грушевского, когда, прячась за фанерным щитом, идут вверх по улице Институтской, когда освобождают оккупированный город?
Хочется верить, что первым у нас больше не придется погибать.