Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пленники исчезающего времени

Юбилейный 75-й Авиньонский фестиваль акцентировал изменения во многих аспектах театрального процесса
3 сентября, 2021 - 12:34

«Как Homo Sapiens проникся гуманистической верой в то, что Вселенная вращается вокруг него и что он - источник всего смысла и порядка? Какие экономические, социальные и политические последствия этой веры? Как она формирует нашу повседневную жизнь, наше искусство и наши самые сокровенные желания?» - на эти вопросы пытается найти ответ Юваль Ной Харари в своем бестселлере «Homo Deus. Краткая история будущего».

Театр ответов ни на один из вопросов не дает, но наполняет каждый волнением «венца творения», которое утверждает в человеке человеческое.

Неповторимость акта творения, который объединяет сцену и зал, актера и зрителя, показывает, доказывает, утверждает каждое мгновение сменяемость всего.

«Единственная великая константа истории - это то, что все меняется» - подтверждает Юваль Ной Харари.

Юбилейный 75-й Авиньонский фестиваль акцентировал изменения во многих аспектах театрального процесса.

На разных уровнях отображения неизменно присутствовал поиск плодовитого элемента moment de verite.

Громче всего речь шла о выявлении смысла момента (конечно не в лоб о covid), о дисциплине духа, опосредованно самым фестивалем о фестивальном движении вообще.

В день открытия фестиваля было заявлено об изменении его руководства. Оливье Пи - известный французский режиссер, актер, писатель - принял дело от основателя Авиньонского фестиваля Жана Вилара и достойно вел его в течение 8 лет. В этом году он передал руководство Тиаго Родригесу.

Надо отметить, что чувство усталости от желания сохранить фестивальный формат, потребности все время приспосабливаться к реалиям не только экономическим, но и политическим, социальным ощущается в последние годы и на Эдинбургском фестивале, Нидерландском фестивале в Амстердаме, Цюрихском фестивале, которые в свое время казались мне наиболее привлекательными яркостью и богатством своих программ.

Понимание театральности как инстинкта человека взрывалось фейерверком церемоний открытия, закрытия, награждений. Актеры целый день ходили по улицам в ярких костюмах, ездили на удивительных средствах передвижения, по графику выступали с подмостков на площадях и улицах, зазывали на свои спектакли.

Театральными плакатами были завешены стены домов, ими выстилали дорогу к площадкам. Количество и разновидность уличных действ поражали - виртуозы музыканты, аниматоры, которые заводили многочисленные зрительские собрание, татуировки, массажи, клоуны и акробаты, чудачества людей-скульптур - все, кто зарабатывали в "шапку", радовали и радовались сами.

Что же касается театральных профи, то фестивальное движение художественным диалогом разрушало все границы, добывало высокую ноту нерасчлененной духовности.

Очень редко появлялась возможность увидеть всю программу фестиваля, однако предложений, которые чаще всего звучат теперь: приехать, сыграть и уехать - желательно через 3 максимум 4 дня - не было.

Попытка преодолеть финансовые трудности коммерциализацией фестивального движения начала менять его суть - художественный диалог приглушается необходимостью экономической успешности.

Авиньонский программный продукт создается по заказу руководства фестиваля.

Традиционно это масштабная постановка хорошо известного режиссера, которая почти в течение всего фестиваля разыгрывается во дворе Папского дворца. Наша газета писала о постановках в разные годы режиссеров Ромео Кастеллуччи, Иво ван Хове, Мияги Сатоши.

В этом году каждый вечер более тысячи зрителей, которые предъявили сертификат о прививках, а если не имели, то делали экспресс-тест, как говорили местные, всего за 21 евро, радовались новому прочтению "Вишневого сада" Чехова (LA CERISAIE). Постановщик (директор) Тьяго Родригес задумал спектакль в темпе Allegro vivace о "неумолимой силе перемен".

Сцена представляет собой железнодорожный вокзал с тремя путями (сценограф Фернандо Рибейро). На каждом из них уличный фонарь с люстрами Сваровски. Они движутся, персонажи с ними или в противоположном направлении идут, бегут, передвигаются. Под одним из них музыкальное трио. Стулья, которые в начале размещены в геометрическом порядке, в значительно большем количестве, чем персонажей в пьесе, корреспондируют с метафорой Э. Ионеско.

Раневская (Изабель Юппер) кажется ему "неуловимым лунным существом", она возвращается из ссылки в Париж в свои владения, которые, поверить невозможно, придется потерять. Осознание этого у всех без исключения с самого начала постановки, но принятия нет ни у кого.

Тайна поколений, которым выпало жить не просто во время перемен, а в спурте изменений, лихорадке познаний, принуждения их принятия без раздумий, кажется, была сквозным волнением спектаклей фестиваля и их создателей.

Каждый из 17 увиденных спектаклей основной программы, которая включала 49 названий (22 в категории «театр»), стоит отдельного разговора. Так же как Авиньонский off-фест, который выработал формулу своей состоятельности при всех экономических сложностях и предложил 65 спектаклей.

Оливье Пи, словно подытоживая свои поиски актуальной фестивальности, предложил многодневный благотворительный (вход свободный) проект "Гамлет в императиве I", в который включил существующие комментарии к этой пьесе У. Шекспира. "Гамлет" никогда не был поставлен полностью, однако фразы "Быть или не быть", "Распалась связь времен" общеизвестны. Что на самом деле они означают во время, когда привычный мир исчезает каждую минуту, когда болезни, катаклизмы лишают человека веры в уже почти освоенное всемогущество, совершенство, божественность.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины

Фото с сайта фестиваля

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ