Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полшага

24 июля, 2019 - 11:45

Одесский кинофестиваль был настолько удачным для нашего кино (об этом отдельно и позже), что вдохновил на определенные исторические обобщения.

Обобщать в форме десятки лучших фильмов, да еще и за все время кинопроизводства в Украине — дело, впрочем, рискованное, потому что на каждый пункт найдется по десять любителей поспорить, которые будут предлагать свои названия и возмущаться чьим-либо присутствием или отсутствием.

Однако, в конце концов, именно на бурную реакцию я и рассчитываю. Поэтому попробую сейчас составить  список 10 лучших украинских полных метров. В качестве критерия возьму их прочитываемость для зарубежного зрителя, универсальность киноязыка.

Итак:

•  «Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов;

•  «Земля», Александр Довженко;

•  «Племя», Мирослав Слабошпицкий;

•  «Тени забытых предков», Сергей Параджанов;

•  «Каменный крест», Леонид Осыка;

•  «Астенический синдром», Кира Муратова;

•  «Назови свое имя», Сергей Буковский;

•  «Донбасс», Сергей Лозница;

•  «Дельта», Александр Течинский;

•  «Мысли мои тихие», Антонио Лукич.

Замечательные фильмы, почти каждый я смотрел не один раз.

Что их связывает, кроме Украины и моего субъективизма?

Ничего.

В этом и проблема. Ведь даже если отбросить советский период и добавить современные работы, то желаемого единства не появится.

Единство — это определенная парадигма общего режиссерского мышления, устоявшиеся комбинации тех или иных приемов — постановочных, актерских, операторских — то есть то, что структурирует кинематографическую школу. Самые яркие примеры — «новые волны» во Франции 1960-х, в Германии 1970-х, в сегодняшней Румынии.

Развал киноиндустрии 1990-х давно превратился в дурное воспоминание. Также завершилась смена поколений — пришла генерация молодых постсоветских авторов, которые смогли хотя бы частично преодолеть кризис качества.

Итак, у нас есть режиссеры и есть фильмы. Теперь нужна своя новая волна. Нужен этот синергетический скачок, который собственно и придаст украинскому кино неповторимые типические черты.

И тогда о нас заговорят.

Мне кажется, что мы очень близки к этому. Буквально полшага.

Лишь бы  сами себе не помешали.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ