Первое место свое окончательное название закрепило весомыми событиями новейшей истории нашей Родины. В то же время подтвердило репутацию Майданов как формы политической угрозы.
Если вслушиваться в слова и верить в их магическую силу, чувствовать их ментальный конденсат, то эгрегор Софии, Софии Киевской должен задавать, утверждать более актуальный для нас способ мышления. Вообще, массовые праздники, уличные представления, площадные, призваны демонстрировать идеалы общественного существования. Попросту говоря, их художественная полифония должна объединять граждан разных возрастов, разных вкусов, разного имущественного состояния и даже политических взглядов. По моим ощущениям сегодняшняя прописка главной елки страны определенным образом свидетельствует об акцентировании отечественности в противовес государственности. Конечно же речь идет не о плакатном заявлении этой идеи, но главные ожидания от режиссерских, организационных решений были связаны с такими осознаниями места мощного новогоднего действа, его атмосферы и наконец художественного наполнения.
Несколько раз мне повезло быть главным режиссером церемонии зажжения главной елки страны. В 2000 году впервые мы делали встречу Нового года на Крещатике с участием президента Украины. Тогда на майдане Незалежности собралось 300 000 зрителей. Концерт длился с 22.00 до 3.00 ночи. Из инцидентов — кому-то надорвали рукав. Из опасного — огромное количество стеклянных бутылок под ногами.
Плотный ряд торговых киосков в следующем году вырос на всю длину Крещатика, а сам Майдан окружили мангалы. Запахи пикника с подгоревшим жиром оказались грубо несовместимыми с тональностью действия, поэтому и было принято решение немедленно перенести этот жанр уличной торговли как можно подальше.
Сейчас Софийская и Михайловская площади настолько заполнены разностильными малыми архитектурными формами, что возникает прямая ассоциация с их несанкционированностью со стороны не только организаций, которые несут ответственность за культурный образ святых мест Киева, а просто способны гневить сердца тех у кого новогодний праздник, такой ритуально значимый, наполненный обрядами, в конце концов, просто самоценный, который ассоциируется со стремлениями гармонии человека и природы. Понятное дело, что на детских развлечениях больше всего можно заработать, но свежесть детской радости заглушает тяжелый дух коммерции.
Организаторы праздника Главной елки вкладывают собственные деньги, но прибыль не должна выедать глаза как слезоточивый газ. Слезы. Впервые они возникли когда прочитал, что елке, которую привезли из Карпат, исполнилось 80 лет из 300 возможных, красавица высотой 26 метров.
Человечество — как лес. Деревья рождаются, растут, становятся величественными и умирают. Она еще могла нас долго-долго радовать. И не беда, что мы ее не видели бы. Красота жизни неделима, живая в каждой точке ее и составляет красоту земного бытия.
Сегодня во всем мире придумывают экологические елки. Их синтетическую стройность освещают гирляндами, энергию для которых производят все кто пришел присоединиться к общему созданию праздника. Зрители всех возрастов крутят педали велосипедов, и эта энергия мышц превращается в сияние творчества.
В контексте варварского уничтожения наших лесов, действительно очень красивая елка становится символом насилия над природой.
Глобальная задача человечества — это настойчивое, непрерывное совершенствование отношений человека и природы, экологизация нашей жизни. Дай Бог нам результатов в этой работе во всех последующих годах. И пусть благословляют нас на это дело вечная София — хранительница Украины — и великомудрый Михайловский Златоверхий — в новом и всех последующих годах.