Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

"Привидения" зажгли FRINGE

20 августа, 2018 - 14:54

Ежегодно Эдинбург превращается в мировую театральную столицу. В августе в этом городе проходит несколько фестивалей мирового значения: Международный Эдинбургский фестиваль, FRINGE и фестиваль кино. 9, 10 и 11 августа в Эдинбурге был представлен спектакль "Привидения" (режиссер - Полина Медведева), который с успехом идет в киевском театре "Сузір'я" (художественный руководитель - Алексей Кужельный, директор - Ирина Батько-Ступка). Эта драма относится к психологическим шедеврам Г. Ибсена. Камерный актерский ансамбль в составе Ирины Мельник, Александра Бегмы, Елены Сергутиной и Дмитрия Завадского в лучших традициях психологической театральной школы сыграл «Привидений» на Эдинбургском фестивале FRINGE 9, 10 и 11 августа на сцене PASS Theatre.

Как отметил директор одного из шотландских театров (Dogstar) Мэтью Заяц (его спектакль "Портной из городка Инвернесс" был показан на малой сцене Национального драматического театра имени Ивана Франко в 2013 году): "В Эдинбурге примерно 500 тис. постоянных посетителей театров, однако в августе это число достигает 5 млн". Действительно, на центральных улицах Эдинбурга (Princess, где на многочисленные современные магазинчики смотрит постамент Вальтера Скотта, или High Street, что направляет к замку в старой части Эдинбурга) во время августовских фестивалей можно увидеть актеров и режиссеров, которые раздают листовки на свои спектакли (вход часто бесплатный, хотя в каталоге не указана цена). Такие шоу (именно это слово оргкомитет FRINGE сделал общим названием для обозначения всех спектаклей) происходят в различных локациях, часто небольших, на открытом пространстве или в пабах. Некоторые удостоены представить спектакль в Playhouse, в одном из самых уважаемых театров Эдинбурга, но и там организаторы вписывают в билет возможность бесплатного ужина в соседнем королевском ресторанчике, чтобы приманить посетителей. Спектакли на FRINGE разные, в основном это именно "шоу", карнавальные действа уличного типа, перформансы, напоминающие средневековые процессии. Однако бывают и исключения.

Таким исключением стало участие киевского театра "Сузір'я" на нынешнем FRINGE. "Привидения" - драма о скелетах, скрывающиеся в шкафах "порядочных" людей. Это спектакль-тайна, во время которого зритель открывает для себя мертвые и живые энергии аристократической семьи. Богемный сын наследует от отца сифилис, мудрая и рассудительная Фру Алвинг оказывается в ловушке памяти, ее внутренний мир расколот, она знает правду о своем муже, сыне и Регине, которая живет в ее доме.

Делать подобные постановки - значит идти на риск, однако опытный режиссер Полина Медведева еще в Киеве продемонстрировала, насколько интересным может быть прочтение классического произведения в эпоху пост-постмодернизма. Ее версия "Привидений" кажется убедительной, психологически обоснованной и имеющей актуальность для зрителей XXI века, эпохи симулякров. Сейчас время постправды, когда невозможно точно разложить реальность на черно-белые определители, в которых можно четко проследить демаркационную линию между добром и злом. "Привидения" - это спектакль о переходах внутри человека, о трансгрессии памяти, о грехах прошлого, которые имеют длинные тени... Однако важно идти к правде, воспринимать ее, какой бы болезненной та ни была. Только таким образом можно преодолеть абсурд и обезопасить себя от отживших привидений прошлого, засевших в стране, в коллективной и индивидуальной памяти, в убеждениях и идеях...

Непросто за несколько репетиционных дней привыкнуть к новой сцене. У актеров, наверное, не раз появлялось беспокойство от встречи с совершенно иным зрителем. Эти внутренние волнения создали и иную психологическую реальность на сцене. В результате было создано пространство, где еще более выразительно предстал мотив одиночества, обреченности, покинутости человека. Пользуясь минимальным реквизитом, Полина Медведева смогла создать буквально из "питербруковского" черного пространства мир, в котором каждая мизансцена вторила экзистенциальными переживаниями, трагизмом и подлинностью эмоций, глубиной восприятия. Эта постановка была высоко оценена украинцами, проживающими в Шотландии (так, в первый день присутствовала Линда Эллисон, председатель Общества украинцев в ​​Шотландии). Посетители высоко оценили сценографию, режиссерские находки, в частности Освальда, который говорит по-английски...

"Привидения" киевского "Сузір'я" стали событием на фестивале FRINGE. Эта постановка возвращает зрителя к необходимости почувствовать тишину внутри себя и в ней найти ответы на экзистенциально важные вопросы. Когда-нибудь "время Ч" наступает, поэтому важно не ошибиться, не уйти от правды, какой бы она ни была. Только ее принятие дает возможность увидеть солнце, даже если оно является метафизическим переходом в мир трансцендентного. Прошлое способно сопротивляться настоящему, побуждая человека бежать в мир иллюзий, только бы спрятаться за кулисами ложной памяти от того, что травмирует. П. Медведева создала художественный мир, наделенный психологизмом, подлинностью и эмоциональностью, которые инспирируют воображение зрителей как в Украине, так и в Шотландии. "Привидения" стали свидетельством высокой театральной культуры в Украине.

Дмитрий Дроздовский, специально для «Дня», Киев – Эдинбург – Киев

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ