В Юго-Восточной Азии сейчас происходят эпохальные события, которые СМИ постсоветского пространства освещают не слишком активно — а зря.
Бирма (Мьянма) — 55-миллионная страна, которую с 1962 года мучила сначала коммунистическая, а затем просто военно-воровская диктатура, окончательно и бесповоротно уходит из клуба международных изгоев. Результаты парламентских выборов еще официально не подтверждены, но, вне всякого сомнения, как минимум три четверти мест в парламенте получит оппозиционная Национальная лига за демократию во главе с лауреаткой Нобелевской премии мира, великим человеком и политиком Аун Сан Су Чжи, которую в народе называют Леди.
О ней снят фильм Люком Бессоном. Ей посвящены книги и песни. Эта умная, высокообразованная, красивая женщина достойна стать в один ряд с Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом, Нельсоном Манделой.
Бирма в ХХ веке имеет давнюю и кровавую историю насилия государства над народом. Уже руководитель национально-освободительного движения Аун Сан, которого бирманцы почитают как отца независимости, был убит политическими противниками летом 1947 года вместе со всем правительством.
Военные, в 1962 году захватившие власть, объявили о создании Партии бирманской социалистической программы и повели страну «бирманским путем к социализму». Все до боли знакомые последствия не заставили себя ждать: тотальная экспроприация и национализация частной собственности, однопартийная система, уничтожение свободной прессы, исчезновение товаров из магазинов, карточная система, голод. В 1988 году параллельно с СССР и Китаем началось что-то наподобие оттепели, но студенческие протесты против диктатуры были утоплены в крови: только за один день, 18 марта, войска расстреляли прямо на улицах тогдашней столицы Рангуна (Янгона) более 3000 человек. В 1989 году первые свободные выборы со значительным преимуществом выиграла оппозиционная Демократическая Лига во главе с Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана: она на то время вернулась из-за границы, где прожила большую часть жизни. Режим отменил результаты, а саму Су Чжи посадили под домашний арест, с небольшим перерывами продлившийся более 15 лет. За это время она получила Нобелевскую премию мира (1991), ее муж, тибетолог Михаэль Эйрис, умер, так и не увидев ее. В 2007 году по стране прошла волна выступлений, возглавляемых буддистскими монахами, с требованиями освободить Леди, однако хунта снова применила силу, убив более 100 человек.
И все же международное давление и экономический кризис сделали свое дело. Аун Сан Су Чжи освободили в ноябре 2010 года, в 2012-ом она избрана депутатом парламента. А сегодня генералы уже не смогут отменить результаты выборов. Бирма, наконец, получает выстраданную свободу.
Эти события, среди прочего, вновь напоминают, что любая тирания, сколь бы несокрушимой она ни казалась, кем бы ни возглавлялась — хоть бывшим гэбэшником, хоть директором совхоза — обречена.
А пока — от всей души поздравляю бирманцев и лично Леди!