Вчера был печальный день у сотен тысяч людей.
Нет, я имею в виду не исторический анекдот — поражение красных бандитов от войск Кайзера в 1918, позже вывернутое пропагандой в победу вплоть до установления праздника, который до сих пор отмечают несколько восточных диктаторов и определенное количество эксцентричных обывателей.
Речь идет о Дне национальной скорби, установленном в Чеченской Республике Ичкерия во время ее независимости от России в 1991—1998 годах. С 23 февраля по 9 марта 1944 силами НКВД была проведена операция «Чечевица» — массовая депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан. Много невинных, в первую очередь стариков, женщин и детей было казнено еще в начале акции; в некоторых селах чекисты сожгли живьем сотни людей. До 200000 переселенцев погибло уже на месте высылки, поскольку оказались среди зимы без средств к существованию и жилья.
Сталин обосновывал геноцид тем, что чеченцы «присоединились добровольно к организованным немцами формированиям и выступили с оружием в руках против Красной армии». На самом деле немцы не оккупировали Северный Кавказ, а депортация была ответом на восстание против советской власти в Чечено-Ингушетии, начавшемся зимой 1940. Горцы четыре года сражались против многократно превосходящей армии оккупантов, которая применяла танки и бомбардировщики (!) Местами сопротивление продолжалось даже после депортации — до осени 1947, а последний партизан Хасуха Магомадов погиб в 1976, успев к тому времени в одиночку ликвидировать более тридцати гебистов, милиционеров и партийных активистов.
Стремление к свободе в глазах Сталина и его головорезов представляло немыслимое преступление — так что и наказание было безжалостным. А менее чем через 3 месяца судьбу чеченцев повторили наши земляки — крымские татары.
Хотя при Хрущеве автономию восстановили и позволили чеченцам вернуться, те ничего не забы-ли. И подняли новое восстание в 1991. Дальнейшее развитие событий хорошо известно.
Все же Россия, в определенном смысле, действительно уникальное образование. Веками она держится исключительно на одной опоре — насилии. Меняются правительства и даже государ-ственное устройство, а это остается основой основ. По судьбе чеченцев это особенно заметно: их пытались обуздать при царях, при коммунистах и при Путине. Каждый раз достигали обманчивого покоя. Чтобы впоследствии получить еще более яростное сопротивление, новую войну.
Поэтому и ничего неожиданного в том, что соседнее государство устроило у нас и в Сирии, нет. Если так к своим — потому что формально чеченцы российские граждане, — то к чужим еще хуже.
Но именно из Чечни начнется гибель кремлевской тирании. И 23 февраля вновь станет Днем скорби. А к нему добавится еще День свободы — для чеченцев и ингушей, дагестанцев и татар, бурят и тувинцев, сибиряков и кабардинцев — десятков народов, которые наконец безвозвратно вырвутся из гигантской тюрьмы под названием Россия.