Выставка «ВУФКУ: Lost & Found», которая сейчас проходит в Национальном центре Довженко, обязательна для посещения. Не только благодаря исключительной информативности, но также из-за формы экспонирования — все еще редкостной в Украине.
Видно, что руководитель Центра Иван Козленко и его команда внимательно изучили соответствующий западный опыт. В «ВУФКУ: Lost & Found» заложен этот современный принцип: выставка должна быть увлекательным приключением, а посетитель — участником игры, которую с ним ведут организаторы.
ВУФКУ, напомню — Всеукраинское фотокиноуправление — государственная кинематографическая организация, действовавшая с 1922 по 1930. С ней связан расцвет украинского кино периода «красного Ренессанса» 1920-х.
Выставка занимает часть первого и пятый этажи Центра. Начинается с инсталляции «Прибытие трактора». Организаторы нашли и выставили настоящий редактор 1920-х «Фордзон», а на стенах-экранах пустили видео, смонтированное из украинских фильмов «Джальма» (1929) и «Земля» (1930) и из «Прибытия поезда» братьев Люмьер. Эффектно и познавательно.
Хронология развития нашего кино буквально написана на стенах, причем подача идет в контексте мировой истории — дают информацию о важнейших политических и культурных событиях в тот год, когда в Украине состоялся первый киносеанс, был снят первый фильм, открылся первый кинотеатр и тому подобное. Над головой, напоминая агитационную эстетику тех же 1920-х, висят желтые растяжки-транспаранты с высказываниями о киноискусстве очень разных людей — от Курбаса и Горького до Довженко и Вальтера Беньямина.
Пространство на пятом этаже максимально разнообразно, разбито на закоулки, проходы, объекты. Все это работает, информирует, развлекает. В ракетообразной афишной тумбе — объемное обыгрывание оригинального анимационного ролика фильма «Проданный аппетит» (1928, режиссер Николай Охлопков, в главной роли Амвросий Бучма) через очки виртуальной реальности. Напротив, на специально выстроенных подмостках фанерными профилями в человеческий рост воспроизведена мизансцена одного из спектаклей театра «Березіль», но это еще и функционально: с обратной стороны каждой фигуры есть небольшой экран, где показывается фрагмент из фильма с участием той или иного актрисы/актера «Березоля». А «крыша» двухэтажной конструкции в глубине зала посвящена травле «Земли» — голос из динамиков читает стихотворение-пасквиль Демьяна Бедного о фильме Довженко, на экране же идут великие кадры: сразу понятно, где гений, а где злодейство.
Это лишь самые заметные точки выставки, но она вся, повторяю, достойна внимания. Иван Козленко настаивает, что «ВУФКУ: Lost & Found» должен стать началом давно уже востребованного музея украинского кино.
Старт очень уверенный. Надеюсь, что все получится как задумано.