Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бабушка», гранты и олигархи

Кое-что о непатриотичной и несамостоятельной информационной политике государства
22 июля, 2016 - 15:42

Патриотизм — это немодное, а часто просто ругательное слово для т. н. украинского «медиасообщества». Можно дружить с олигархами, можно писать заказные статьи о коррумпированных чиновниках, но продвигать интересы Украины — нельзя.

Даже если один проект, например, новости на каком-то телеканале полностью отвечает критерию «проукраинских», то уже подборка художественных фильмов или содержание развлекательных программ на этом же канале может быть из разряда «совок» или «русский мир». Так сказать, держат баланс. Но большой вопрос, который в итоге лучше примет и усвоит зритель: тяжелую информацию из новостей или легкие «мыслевирусы» из сериалов и шоу-программ?

Если вы подумали, что я критикую медиасообщество, то это не так. Нет смысла. Конечно, можно было указать на социальную ответственность работы в сфере медиа, на необходимость иметь и отстаивать гражданскую позицию, хотя бы во время войны. Но это будет восприниматься медиасредой как оторванный от жизни идеализм. Реалии жизни заключаются в том, что СМИ транслируют, с одной стороны, то, за что им платит владелец (иначе останешься без работы), а с другой стороны (ради рейтингов) то, что хотят видеть люди.

Самые рейтинговые СМИ в Украине финансируются олигархами, взгляды которых далеки от патриотических, а иногда прямо им противоположны. Так называемые независимые медиа, профессиональные объединения журналистов существуют (преимущественно) на американские и европейские гранты. Профильные учебные заведения функционируют благодаря взносам от Промышленно-финансовых групп и грантодавцев. А наши олигархи, как и Америка с Европой, никогда не профинансируют ничего, что с их точки зрения является «однобокой» проукраинской позицией.

Благодаря тотальной ориентации только на зарубежную помощь даже государственных учреждений, которые отвечают за развитие отечественного медиапространства, этот показательно нейтральный относительно собственной страны тренд является сегодня информационной политикой государства.

Критики в этом контексте заслуживает лишь украинская власть и украинский бизнес, которые за 25 лет независимости так не нашли деньги на создание и ВЫВЕДЕНИЕ В ЛИДЕРЫ РЕЙТИНГА действительно украинского телевидения и украинских печатных изданий.

Можно, конечно, либерально указать на невидимую руку рынка, которая должна регулировать и медиасферу и рейтинги СМИ, согласно спросу читателей/зрителей /слушателей. Но дело в том, что единственной категорией средств массовой информации в Украине, которые могут похвастаться прибыльностью, являются издания наподобие газет «Теленеделя» или «Бабушка». То есть — русский язык, никакой политики, никаких сложных тем, которые смущают потребителя... И, конечно, это не телевидение, с его миллионными расходами на производство.

К зависимости отечественных медиа от посторонних дотационных средств прибавляется тотальный непрофессионализм. Например, ничем другим, кроме как абсолютной профнепригодностью государственных медиа-менеджеров, я не могу объяснить тот факт, что в военном СМИ работает человек, который ездил в «ДНР» с пропагандистской миссией. Таким образом, даже в сферах, где есть возможность сделать что-то полезное для государства, все равно делается вред и измена.

Можно попробовать в завершение сделать прогноз: что будет, если подобная деятельность в области информационной политики государства продлится? Но он кажется таким пессимистическим для украинского медиапространства и государства в целом, что просто не хочется в сезон отпусков портить читателям настроение.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ