Сейчас много дискуссий идет о том, надо ли продолжать мораторий на продажу земли. Дело не только в моратории. Проблема намного шире. Дело во всех действиях наших властей. Сознательных и несознательных. Скажем так: если сейчас мораторий продлят, все равно риски, что ситуация будет развиваться не в лучшую сторону, очень велики.
И проблема не только в коварных МВФ и Всемирном банке, которые, как некоторые думают, спят и видят, чтобы отдать нашу страну на растерзание транснациональным корпорациям. Большинство сотрудников этих международных финансовых институтов даже не задумываются, что такие задачи существуют и что эти институты как раз придумывались для этих целей. Они привыкли так действовать. Некоторые из них вполне верят, в то, что делают. Так заточена мировая экономическая система. В свое время я месяцами изучал результаты работы МВФ и ВБ в разных странах. И с каждым новым сдуванием очередного финансового пузыря, с каждым новым экономическим кризисом разные страны одна за другой попадали в долговые ямы, из которых выходили уже изменившимися. А я напомню, что за последние 40 лет ученые насчитали полсотни более-менее крупных финансовых пузырей в разных уголках Земли.
Всемирный банк официально создавался для преодоления бедности. И он постоянно хвастается успехами, мол, количество бедных за это время таки уменьшилось. Но все его «успехи», на самом деле, достигнуты за счет Китая и нескольких стран Азии. И эти государства действовали как раз наперекор советам МВФ. А весь остальной мир стал беднее. За последние 40 лет в самих США разрыв между бедными и богатыми увеличивался быстрыми темпами. Теперь Штаты в этом смысле абсолютный лидер.
На сегодняшний день 1% населения Земли владеет более чем половиной всех богатств, утверждается в последнем исследовании Credit Suisse.
Доход на душу населения, по данным МВФ, в 20-ти самых богатых странах в 2000 году превышал средний доход на душу населения в 20-ти самых бедных странах в 37 раз. Этот разрыв удвоился с 1960 года. Но если рассматривать не среднедушевые доходы по странам, а доходы самых богатых в мире и самых бедных, то разрыв будет намного внушительней.
Т.е. бедные стали беднее, а богатые — богаче. Такая ситуация в мировой истории повторялась уже несколько раз и всегда заканчивалась серьезными трансформационными кризисами. И двумя мировыми войнами. При этом разрыв между бедными и богатыми продолжает расти.
Многие эксперты вполне правильно называют нашей очень важной целью восстановление уверенного и даже ускоренного экономического роста. Но важно не забывать, что для достижения действительно нужных нашей нации результатов, при ускорении роста экономики мы обязаны сохранить равномерный рост доходов всех слоев населения. И это не только социальный, а вполне экономический вопрос. Без расширения внутреннего спроса мы «правильный» и устойчивый рост не обеспечим.
Сейчас много критикуют МВФ и Всемирный банк.
Можно было бы широко цитировать и нобелевских лауреатов, и бывших работников международных финансовых организаций, которые также жестко критиковали потом эти институты, основываясь на собственном опыте.
Похожие ситуации, в которой сейчас находится наша страна, уже бывали в мире не раз и не два. Чтобы представить, каких рисков нам надо постараться избежать (пусть даже сегодня на это мало надежд), я приведу цитату бывшего профессора Гарвардской школы бизнеса Дэвида Кортена, который впоследствии много лет работал в рамках программ преодоления бедности в разных странах, в том числе в Пакистане, Индии, Бангладеш, Таиланде, Индонезии, на Шри-Ланке и Филиппинах. Подчеркнем, его труды достаточно высоко оценивали самые именитые экономические издания мира. «Многие его аргументы неотразимы, а вся книга в целом должна занять высокое место в перечне книг, которые обязательно должен прочитать даже самый занятой руководитель корпорации», — писала о его книге Financial Times.
И вот что написал Кортен в своей книге, вышедшей в 2002 году:
«Прежде, чем Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк перестроили экономическую политику Коста-Рики, для того чтобы облегчить ее проблемы, связанные с международной задолженностью, Коста-Рика была широко известна как страна с большим равноправием, чем ее соседи. В ней было сильно развито мелкое фермерство и имелось небольшое количество крупных поместий, характерных для других латиноамериканских стран. Политика, навязанная МВФ и Всемирным банком, поменяла экономические рычаги в ущерб мелким фермерам, производившим продукты, необходимые для питания костариканцев, зато в интересах крупных земельных владений, производящих продукцию на экспорт. В результате этого тысячи мелких фермеров лишились земли, их земли были объединены в крупные ранчо и сельскохозяйственные плантации, производящие на экспорт, и разница в доходах населения Коста-Рики стала увеличиваться, приблизившись к остальным странам Латинской Америки. Рост преступности и насилия потребовал резкого увеличения расходов на полицию и общественную безопасность. Для удовлетворения основных потребностей в продовольствии страна вынуждена теперь полагаться на импорт, и внешний долг, который должна была погасить эта структурная перестройка, удвоился. При всей возмутительности последствий их политики МВФ и Всемирный банк указывают на Коста-Рику как на пример успешной структурной перестройки, потому что увеличился экономический рост и страна теперь способна регулярно выплачивать свои долги. В Бразилии перевод сельского хозяйства с мелкоземельного, производившего пищу для внутреннего потребления, на капиталоемкое производство для экспорта между 1960 и 1980 годом вытеснил со своей земли 28,4 млн жителей — больше, чем все население Аргентины. В Индии за сорок лет крупномасштабные проекты развития лишили места проживания 20 млн человек. В 1989 году текущие проекты Всемирного банка привели к выселению 1,5 млн человек, и еще 1,5 млн грозила та же участь в результате проектов, находящихся в стадии разработки. Сотрудники Банка не смогли указать ни на один профинансированный их банком проект, по которому выселенные люди были бы обустроены и восстановили тот уровень жизни, который у них был до переселения».
Но все же главные наши проблемы — не только и не столько в мировых финансовых институтах. Что мы сами сделали для реального изменения структуры нашей экономики с сырьевой в сторону увеличения доли производств с глубокой переработкой и высокими технологиями? И мы сами очень редко решались сказать иностранным советчикам жесткое «нет», когда речь шла о реальных нарушениях наших национальных интересов. И, думаю, часто это было скорее непонимание стратегических интересов Украины, чем прямой злой умысел наших элит. При этом свои ошибки и все свое воровство все составы нашей власти частенько списывали на «коварный» МВФ.
При этом часть инструментов, предлагаемых международными финансовыми институтами, вполне можно и нужно внедрять. Но лишь часть. Какие? Это тема отдельного разговора. Но пора бы иметь собственные хорошо продуманные стратегические планы по ускорению экономического развития Украины. И иметь мужество бороться за их воплощение.