Пока Украина готовится ко второму туру местных, пока американские суды определяют победителя, а избиратели Молдовы готовятся ко второму туру президентских выборов, Грузия зализывает раны первого тура выборов в местный Парламент. Несмотря на то, что в целом они признаны отвечающими демократическим стандартам ОБСЕ, Евросоюзом, США и Великобританией, грузинская оппозиция заявила о своем неучастии во втором туре, и готовится к массовым протестам, первый акт которых она готовит в эти выходные. С одной стороны, подготовка оппозицией революционного сценария захвата власти просматривалась еще за два месяца до дня голосования, когда о нарушениях не то что не было, не могло быть оснований говорить. С другой стороны, пытаясь удержаться у власти, «Грузинская мечта» олигарха Иванишвили в этой кампании и правда погрешила перед нормами демократии. А так называемое «Дело картографов» многих не только в Грузии заставило вспомнить о фальсифицированных политических процессах 30-х — самых мрачных временах казалось бы канувшего в прошлое тоталитарного СССР.
КАМЕНЬ РАЗДОРА
Начну с небольшой исторической справки. Хотя в обвинительном акте прокуратуры по «Делу картографов» речь идет о 3,5 тысяч гектаров территории, которых якобы едва не лишилась Грузия, прежде всего на слуху монастырский комплекс Давид-Гареджа, расположенный непосредственно на границе Грузии и Азербайджана. Это два десятка как пещерных, так и расположенных на поверхности монастырей, чья история восходит к началу VI века.
Между грузинскими, азербайджанскими и армянскими учеными отсутствует согласие по поводу его атрибуции. Грузины настаивают, что он был основан в древнем грузинском царстве Иверия. Азербайджанцы связывают его основание с Кавказской Албанией — древним христианским государством на территории Северного Азербайджана. Которое азербайджанские историки называют предтечей современного Азербайджана. Впрочем, ни одна из сторон не отрицает, что, после гибели древней Албании монастырский комплекс тесно связан с историей средневековой Грузии. — Монастырю покровительствовали Давид Строитель и легендарная даже у нас царица Тамар. Связь монастырского комплекса с грузинской церковью на несколько десятилетий была прервана в советское время: монастыри были заброшены, и их значение как памятника истории и культуры для закавказских народов не учитывались при проведении границ между «закавказскими республиками». — Посмотрите на войну в Карабахе, это еще цветочки на фоне ядерных фугасов, заложенных по всей территории СССР «отцом народов».
Кроме того, не менее отягчающим обстоятельством стало то, что монастырский комплекс растянулся на 25 километров по обе стороны Гареджийского кряжа, на этом участке служащего границей двух государств. — Сразу после развала Союза вопрос юрисдикции над всей территорией комплекса Давид-Гареджа стал одним из главных камней раздора в двухсторонних отношениях, подогреваемый Грузинской православной церковью и, с обеих сторон, радикальными националистами. Это одна из главных причин, по которой не прекращающиеся с 1991 года переговоры о демаркации границы остаются безуспешными.
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
7 октября этого года Генеральная прокуратура Грузии задержала экс-начальника Службы пограничных отношений Департамента сопредельных стран Министерства иностранных дел Грузии Ивери Мелашвили и бывшего главного инспектора Департамента охраны сухопутных границ Министерства внутренних дел Наталью Иличову по обвинению в нарушении территориальной целостности страны. Согласно первой части 308-й статьи Уголовного кодекса Грузии им грозит от 10 до 15 лет заключения. Уже 8 октября городской суд Тбилиси в качестве меры пресечения избрал заключение сроком на 2 месяца. В обвинении утверждается, что в ходе переговоров о демаркации границы в 2006—2007 годах они якобы утаили от других членов комиссии оригинал топографической карты 1938 года, предпочтя ему карты, созданные в 1970—1980-х годах, из-за чего Грузия якобы едва не лишилась 3500 гектаров территории.
О чем речь. В 1996 году министры иностранных дел Грузии и Азербайджана подписали соглашение о том, что в основу будущей демаркации границы должна быть положена подписанная в 1938 году главами Верховных Советов трех «закавказских» республик СССР топографическая карта масштабом 1:500 000. Между тем, согласно обвинительным документам прокуратуры, в 1936—1938 годах Народным комиссариатом внутренних дел СССР на основе более ранних картографических материалов была создана карта более крупного масштаба — 1:200 000, в которой в части границы между Грузией и Азербайджаном содержатся значительные отличия как от карты 1938 года масштабом 1:500 000, так и от взятых обвиняемыми за основу карт 1970—1980-х годов. Коль скоро соглашением 1996 года оговаривалось, что, в случае если в будущем будут обнаружены более ранние картографические материалы, чем карта 1938 года масштабом 1:500 000, именно они должны быть взяты за основу, а карта 1936—1938 годов масштабом 1:200 000 как раз создавалась на более ранних материалах, как считает обвинение, комиссия по демаркации границы в 2006—2007 годах в своей работе должна была основываться на ней. Чего не сделали обвиняемые, утверждая, что оригинал этой карты отсутствует, а привезенная ими из Армении копия содержит массу ошибок и неточностей.
Не вдаваясь в технические подробности, при всем своем очевидном, как подтверждают не связанные с нынешними грузинскими властями специалисты, несовершенстве, пресловутая карта 1936—1938 годов масштабом 1:200 000, вопреки утверждению обвинения, не может послужить решению главных проблем в демаркации границы, поскольку даже на ней значительная часть монастырского комплекса Давид-Гареджа, не говоря уже о других спорных территориях, принадлежит Азербайджану. Этот очевидный даже для далекого от географии и грузинской политики человека факт позволяет утверждать, что за обвинениям стоят какие-то другие, отличные от проблемы демаркации грузинско-азербайджанской границы соображения.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ
Впрочем, нынешние грузинские власти и не скрывают, что за обвинением стоят политические соображения, а его главной целью являются отнюдь не арестованные 7 октября двое экспертов. Так, вот уже месяц выступая на многочисленных телеэфирах, министр обороны Грузии Иракли Гарибашвили прямо говорит, что это дело «о государственной измене» целой партии — «Единого национального движения» и ее лидера — в 2006—2007 годах президента Грузии Михаила Саакашвили. Пикантная подробность, именно сотрудники подчиненного ему министерства, а не ученые, специалисты по исторической картографии, выступают экспертами со стороны обвинения.
«Дело картографов» было инициировано в разгар избирательной кампании, за месяц до первого тура парламентских выборов, который прошел 31 октября. Еще в августе, лишенный гражданства, изгнанный из страны под угрозой тюремного заключения экс-президент Михаил Саакашвили объявил о своем намерении вернуться после выборов в Грузию в качестве премьер-министра. Его взрывной характер и хорошая память не оставляют у однопартийцев правящей «Грузинской мечты» олигарха Бидзины Иванишвили сомнений, что, в случае победы на выборах, Саакашвили будет им мстить. А вот в своей победе, на фоне пандемии, вызванного ею экономического кризиса и клинической смерти одной из краеугольных для экономики Грузии туристической отрасли, массовой безработицы и невиданного с 90-х роста преступности, на тот момент уверенности у них не было. На фоне семи лет застоя и без малого года стремительного падения в правление Иванишвили, грузины в массе вспоминают президентство Саакашвили как время бурного экономического роста и порожденных им надежд. Этим ностальгическим настроениям избирателей, наряду с ежедневными напоминаниями о неудачной Войне 2008 года, и призвано было по замыслам политтехнологов Иванишвили противостоять «Дело картографов», не только датой создания лежащих в основе обвинения карт напоминающее о 1938-м годе.
РОССИЙСКИЙ СЛЕД
«Дело картографов» стало не только вызовом демократическим ценностям и системе правосудия в Грузии. Ради сиюминутной внутриполитической выгоды оно подставило под удар стратегическое партнерство между Грузией и Азербайджаном. Потому не удивительно, что в этом деле есть отчетливый российский след.
Речь идет о бизнесмене грузинского происхождения Давиде Хидашели, который уже четверть века проживает в Швейцарии. В прошлом поработав на российского олигарха Евтушенкова, в данный момент он возглавляет компанию Intracom Telecom S.A. Telecom Solutions, которая принадлежит греческому бизнесмену Сократису Коккалису. Сократис Коккалис очень примечательный персонаж. Его отец в годы Второй мировой войны был одним из лидеров греческих коммунистов, а после поражения тех в Гражданской войне и до своей смерти в середине 60-х жил в эмиграции в ГДР. В 1998-м году в ФРГ проводили расследования о работе на Штази самого Сократиса Коккалиса. Несмотря на наличие более чем 350-страничного досье, согласно которому он по поручению восточнонемецких спецслужб неоднократно подкупал греческих чиновников, тогда «не нашли достаточных оснований» для обвинения. Точно так же, уже в самой Греции, расследование сомнительных обстоятельств его сотрудничества с Россией закончилось ничем.
Так вот, как рассказал журналистам сам Давид Хидашели, он уже двадцать лет интересуется картографией. Потому и не удивился, когда к нему обратился лично Бидзина Иванишвили, попросив раздобыть в России оригиналы лежащих в основе обвинения карт. Хидашели, по его словам, якобы удалось провести на территории России целую спецоперацию, в ходе которой он не только добыл и доставил в Грузию 50 секретных карт, но, вместе с ними, еще и привез экспертное заключение специалистов «Роскартографии»... (Вот интересно, ляжет ли и это экспертное заключение в основу обвинения в суде?)
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудничество российских спецслужб с Иванишвили в «Деле картографов» отчасти объясняется совпадением интересов. Не менее чем грузинский олигарх Россия не заинтересована в возвращении в Грузию своего давнего непримиримого недруга. С другой стороны, вопреки обвинениям оппозиции, при Иванишвили Грузия в отношениях с НАТО продвинулась намного дальше, чем Украина. А потому, «Дело картографов» интересно Кремлю как обоюдоострое оружие, способное не только ударить по основной цели, но и больно ранить того, кто держит его в руках. Удержать у власти в Грузии прогнивший коррумпированный режим, подорвать стратегическое партнерство между Грузией и Азербайджаном, — вот только несколько целей, которые преследует в этом деле Россия.
А что же «Грузинская мечта» и Иванишвили? Прискорбный парадокс. Они бы победили на этих выборах и без «Дела картографов». Как и предыдущие выборы, Саакашвили проиграл благодаря неровной кампании, своим нападкам на потенциальных партнеров. Наконец, за «Грузинскую мечту» сыграло на фоне второй волны пандемии обещание оплатить населению коммунальные счета за электроэнергию и природный газ за зимние четыре месяца, а также обострившиеся у избирателей на фоне войны в Карабахе опасения новой войны...