В потоке самых разнообразных заявлений и публичных демаршей по поводу российской агрессии в Украине несколько дней назад появилось обращение от иностранных и наших артистов:
"Россия начала полномасштабную войну против Украины. Украинская армия сильна и мощна; десятки тысяч мирных жителей, мужчин и женщин храбро берутся за оружие, чтобы защищать свои города /…/
Война – это не только об Украине. Речь идет о Европе, мире и нашем общем будущем".
Авторки и авторы настаивают на усилении санкций против россии, на увеличении помощи нам.
В частности, международные суды должны осудить путина и наказать его за военные преступления против Украины; западные партнеры обязаны обеспечить ВСУ противотанковым и зенитным вооружением, которое можно развернуть быстро и эффективно. Также художники требуют:
- раскрытия банковских и разведданных о бизнесе и коррупции политиков и элит россии населению РФ;
- блокировки грузовых судов агрессора;
- блокировки какой-либо коммуникации российского правительства в соцсетях;
- полной остановки деятельности международных компаний в РФ;
- персональных санкций не только против российских политиков и олигархов, но и высшего военного руководства и административной верхушки;
- заморозки заграничных денежных счетов россии;
- ограничений импорта-экспорта энергоносителей, агропродукции, производственных ресурсов.
Список подписантов внушает благоговейный трепет: фронтмен группы Radiohead Том Йорк (Великобритания), живой классик мирового кино, режиссер Апичатпонг Вирасетакул (Таиланд), еще одна легенда - хореографиня и танцовщица Саша Вальц (Германия), режиссер Джим Джармуш, актрисы Тильда Суинтон (Великобритания) и Жульет Бинош (Франция), актер и режиссер Спайк Джонс (США), певец и основатель группы REM Майкл Стайп (США). Из наших – тоже не последние люди: дирижер и художественный руководитель оркестра Мюнхенского университета Виталий Алексеенко и дирижерка, генеральная музыкальная директорка Болонской оперы и художественная руководительница фестиваля LvivMozArt Оксана Линив (Украина). В общей сложности – более 30 имен. Прекрасное общество.
Но есть там одна подпись, которая ни в коем случае не нивелирует значение этого искреннего призыва, а скорее побуждает к размышлению в более широком временном контексте: режиссер Илья Хржановский (Россия-Израиль). Еще помните о таком?
Да, это тот самый Хржановский, снискавший печальную славу с кинопроектом "Дау", в рамках которого ставил эксперименты над людьми, а затем в качестве художественного руководителя будущего мемориала жертв нацистских преступлений пытался устроить по такой же схеме "Холокост-Диснейленд" в Бабьем Яру. Строительство этого мемориала, напомню, финансируется российскими олигархами.
О ситуации вокруг Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» я уже писал, нет смысла повторяться. Подпись Хржановского, повторюсь, – тема для другого разговора, который уже начался, запущенный сомнительной акцией одной из московских телепропагандисток: о “хороших русских”.
Чем дольше продолжается наше сопротивление, чем реальнее становится наша победа, тем больше их будет появляться. Они станут предъявлять свои подписи под разными декларациями всего доброго против всего злого; кивать на то, что никогда не работали на государственные структуры России, а если работали, то потом покаялись и даже штраф в полиции заплатили.
В случае с Хржановским, кстати, если ему действительно ненавистна война против Украины, то первое, что он должен был сделать, особенно после того, как российские ракеты ударили в самое сердце Яра, - подать в отставку. Мол, как представитель государства-агрессора не имею никакого права занимать эту должность, пусть украинцы сами решают, как им чтить память жертв крупнейшей трагедии, произошедшей на их территории. А так его подпись выглядит просто как попытка и дальше сохранить влияние на строительство мемориала.
Кто-то может возразить: зачем нам отказываться от друзей даже из россии, если они за нас и против диктатуры?
Да потому что все (за очень отдельными и индивидуальными исключениями), кто большую часть своей сознательной жизни прожил там, так или иначе поддерживали режим. Своими налогами, своим молчаливым согласием или попыткой усидеть на двух стульях в статусе карманной оппозиции. Что хуже – даже самые либеральные русские либералы вполне способны и дальше нести имперские нарративы, только несколько перекрашенные и подслащенные – в политике, в культуре, в социальной жизни. И если у нас заведутся эти "хорошие русские", то почему бы тогда не существовать какому-нибудь "улучшенному" варианту ОПЗЖ, которая, к счастью, доживает сейчас последние дни? А там и о дружбе со "здоровыми силами" в России речь зайдет, и о "правильном референдуме" в Крыму. Оно нам нужно?
Может, когда-нибудь, когда на руинах “РФ” появятся новые свободные государства, где к власти придет незапятнанное поколение…
А пока эти разговоры о разных сортах гуано стоит оставить.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"