Когда-то я попала на поэтический вечер одного французского поэта, где он читал пафосную поэзию о космосе. Тексты были такие же кучеряво-запутанные, как и его волосы, и такие же длинные, как зал, в котором это происходило. Присутствующие быстро заскучали, а мухи, как говорят, в этот знойный день просто умирали на лету. Поэт читал свои стихи на размеренном французском, точнее нет, он был замедлен им самим, чтобы все присутствующие, даже те, кто не знает этого языка, а таких было большинство, его поняли правильно. И только переводчик пытался спасти это действо, немного оживляя ритм вечера переводами, тоже скучными и длинными.
Я тогда сидела в зале и думала, что этот поэт просто сноб, который пишет фигню, далекую от поэзии. Потому что поэзия (чтобы не сказать «настоящая», не позволяйте мне этого!) всегда близка к жизни. А его поэзия была близка к звездам с грубыми буквенно-цифровыми номерами вместо названий. Было впечатление, что он пишет эти тексты для узкого круга астрономов, которые их так никогда и не прочитают. Его сознание сновала по нашей бесконечно-конечной Вселенной. Это были стихи о темной материи и темной энергии, из которых она состоит, и которыми на Земле никого не удивишь, но все равно об этом мало кто знает.
И что вообще могут знать земляне-обыватели, если значительная часть из них до сих пор считает, что Солнце вращается вокруг Земли? По статистике четверть американцев и треть россиян живут в воображаемой геоцентрической модели мира, то есть «вращают» Солнце вокруг себя. Это детский подход, даже какой-то младенческий, ведь это младенцы считают, что сися, мама и все вокруг существует ради них. Не думаю, что во взглядах на гео-гелиоцентризм украинцы слишком уж отличаются от опрошенных иностранцев — просто у нас этой статистики нет.
Думала я о стихах этого поэта, гадала, пока не произошло нечто необычное. На прошлой неделе на карликовой планете Церера, относящейся к Солнечной системе, нашли органику, и об этом есть подтверждение из космического корабля NASA Dawn. А на днях обнародовали информацию о то, что на трех из семи экзопланетах системы TRAPPIST-1 вероятно есть жизнь. Ну, по крайней мере есть условия, похожие на земные, для ее возникновения. То есть существует немолодая звезда-карлик, пропорционально размер которой к солнцу такой же, как размер теннисного мяча к баскетбольному. Система звезды TRAPPIST-1 находится на расстоянии 40 световых лет от Земли. Вокруг этой звезды вращаются семь экзопланет, на которых может быть вода и другие условия для жизни. Пока неизвестно, планеты вращаются только вокруг звезды или еще и вокруг собственной оси. На сайте NASA пишут, что экзопланеты могут быть приливно захваченными, как спутники Юпитера, то есть быть повернутыми к своей звезде только одной стороной. И тогда на них будет ветер с ночной стороны на дневную и наоборот. Грунт на экзопланетах каменистый, а расположены они друг к другу очень близко. «Если бы человек стоял на поверхности одной из планет, можно было бы видеть даже геологические особенности или облака соседних миров», — отметили на пресс-конференции NASA. Вот такая простая поэзия, а не научное представление космического открытия.
Действительно, если вдуматься, открытие разочаровывает, ведь кроме того, что за пределами Солнечной системы существуют планеты, пригодные для жизни, пока известно мало. Ожидания не оправдались. Впрочем, учитывая то, что мозг людей меняется медленнее, чем происходит научный прогресс, что почти через 500 лет после открытия Миколаем Коперником гелиоцентрической модели мира значительная часть землян до сих пор пользуется ненаучными представлениями, очень хорошо, что эта новость прозвучала так громко. Важно донести, что условия, сложившиеся на Земле, не являются случайностью, ведь таких случаев может быть миллиарды, и это означает, что такое развитие событий закономерно. Это важное популяризаторство научных открытий, которого часто не хватает. Новость о внеземной жизни понесут в видоизмененном виде, преувеличенную, но до того, как на экзопланетах в ближайшие годы с помощью новых сверхмощных телескопов рассмотрят нечто большее, часть людей уже будет готова к новой порции информации. А другая часть, которая до сих пор не понимает, что Земля вращается вокруг Солнца, так и будет жить в своем замкнутом воображаемом мире, где нет места экзопланетам. Да стихам о них тоже.
О, да! К чему я веду? Теперь оказалось, что тот французский поэт, которого я слушала несколько лет назад, был не так уж далек от жизни. Возможно, даже совсем близок к жизни. Хотя и внеземной.