Когда-то в детстве мне пришлось услышать рассказ о приезде в соседнее село, Вербовку, его бывшего жителя, раскулаченного во время принудительной коллективизации и сосланного в Сибирь. Разумеется, такие истории в советское время пересказывали шепотом и только между своими.
Итак, где-то после Второй мировой войны приехал из Сибири хорошо одетый почтенный пожилой мужчина и начал ходить по селу, от дома к дому. Вежливо поздоровавшись, спрашивал:
- Ну, как здесь у вас мои вилочки? Уже нет? Проворонили? А я заработал и на новые вилки, и на дом, и на машину. Ведь я работал, а вы как были нищетой, так и остались, но все ждете, как чужим поживиться.
Эта давняя история почему-то вспомнилась, когда я читал о награбленных холодильниках, коврах, агротехнике и старых кедах ректора Ворзельской семинарии. Ведь, возможно, через несколько лет богатый экстремал из отстроенной Бородянки или Малой Рогани в поисках архаики будет путешествовать где-то в депрессивной глубинке бывшей Российской Федерации и, узнав на заросшем сорняками дворе деградированного алкоголика свой ржавый мотоцикл, так же иронически спросит:
– Ну что, мужик, далеко ты заехал на ворованном?
архиепископ Игорь Исиченко (Харьков)