Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Люди спектакля

18 декабря, 2019 - 10:20

Пресс-конференция по делу Павла Шеремета — это, безусловно, более чем уголовно-политический скандал, которые у нас случаются регулярно. Участие первых лиц государства; абсурдность обвинений; пренебрежение презумпцией невиновности; фигуры обвиняемых; время (сразу после встречи в Париже) — все складывается в своего рода манифест, особенно четко проявляющий истинные намерения и образ мышления власти. Предыдущие формации политиков тоже не гнушались популизмом и в значительной степени опирались на телевидение и шоу-бизнес. Однако «зеленая команда» — случай иного разбора.

Одним из заметнейших исследователей влияния медиа на реальность был французский философ и культуролог Ги Эрнест Дебор, автор без преувеличений культовой книги «Общество спектакля» (1967). По мнению Дебора: «Спектакль — это не совокупность образов, а общественное отношение между людьми, опосредованное образами», «Это автопортрет власти в эпоху ее тоталитарного управления условиями существования». По мнению философа, на Западе господствует «рассредоточенная», а в странах советского блока — «сосредоточенная», то есть тоталитарная театрализация, в обоих случаях обеспечиваемая СМИ, рекламой, пропагандой, средствами искусства

Как бывает у «новых левых», анализ диктатуры у Дебора вышел убедительнее, чем рассмотрение проблем Запада; в частности, о сплоченном гражданском обществе в странах развитой демократии, в любое мгновение готовом дать отпор сколь угодно влиятельному политику или корпорации, он умалчивает.

В комментариях к поздним изданиям книги автор отмечает, что после падения СССР воцарился новый тип спектакля — «интегрированный», сочетающий оба упомянутых типа театрализации. И тут мы подбираемся к нашим измученным широтам.

О том, как выиграл Зеленский, сказано неоднократно. Одним из факторов его успеха стало не просто превращение предвыборной кампании в яркое зрелище; кандидат сам был этим зрелищем.

Однако события вокруг дела Шеремета особо убедительно подтвердили, что и управление страной также продолжается в режиме спектакля. Причем на сей раз инструменты театрализации напрямую заимствованы у тех политических режиссеров, которые вроде бы ушли в небытие 28 лет назад. Показательный процесс, определение виновных заранее, сами «виновные», имеющие заметный социальный статус — все это слишком хорошо знакомо по истории ХХ века.

К счастью, сегодня не 1937, а 2019, и задача представления иное: сплотить сторонников власти, доказать полезность отдельных чиновников, отвлечь внимание от таких неприятных вещей, как, например, новый закон о децентрализации, согласно которому полномочия местных общин могут быть значительно уменьшены.

Но прежде всего: средство стало целью. Следующие 4 года страной будут руководить не с помощью спектакля, а ради спектакля. Обеспечивая реквизит для постановки методами, аналогичными российским.

Средство противостояния этому балагану — то самое, силу которого не учитывал Ги Дебор: гражданское сопротивление. Единственная вещь, не подверженная инфляции у нас.

И напоследок несколько слов из «Общества спектакля» о тех, кто сегодня считает себя хозяевами положения:

«Все эти замечательные люди, олицетворяющие собой систему, становятся известными не потому, что остались сами собой, а как раз наоборот, убили в себе всякую индивидуальность, опустились ниже действительности самой ничтожной индивидуальной жизни, и это все знают».

Оваций в финале не будет.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ