Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Медицина не для всех

25 мая, 2018 - 12:05

Украине крайне нужны перемены в сфере здравоохранения. Нынешняя отечественная медицина отстала от мировой на десятки лет. А если говорить о медицинском обеспечении сел, то она вообще застряла в начале ХХ века. Но «медицинская реформа», предлагаемая Министерством здравоохранения, ситуацию в сельской местности не улучшит. Ведь в концепции перемен членов правительства нет главного — человека.

Реформа, которую начало нынешнее руководство Минздрава, предусматривает создание так называемых госпитальных округов с сетью лечебных заведений, в которых будет обслуживаться до 200 тыс. человек. По замыслу реформаторов, если есть прямая угроза жизни человека, за ним приедет скорая. Если же такой угрозы нет, пациент сам должен прийти в ближайшую больницу своего округа. Соответственно, сельские ФАПы и «неэффективные» больницы будут закрывать, а койко-места в стационарах — сокращать, чтобы не распылять бюджетные средства.

На бумаге идея имеет хороший вид. Но представляет ли себе исполняющая обязанности министра здравоохранения Уляна Супрун, какова Украина на самом деле? Мне порой кажется, что она никогда не была на периферии. Реформа, которую предлагает пани Супрун, рассчитана на большие города. Но Украина — это еще и села. Более 30% наших граждан проживают именно в сельской местности. Есть области, например, Львовская, Волынская, Тернопольская, где большая часть населения живет в селах.

И если в крупном городе ближайшая больница госпитального округа — это несколько остановок на трамвае, то в сельской местности — это долгий путь по разбитым дорогам на старом автобусе, который идет по неудобному расписанию. И хорошо, если он ходит вообще, ведь многие перевозчики отменяют маршруты, не желая «убивать» транспорт. Поэтому доберутся ли бабушки из отдаленных сел, скажем, Волынского Полесья на прием к врачу за 40—50 километров — вопрос риторический. Как и то, доедет ли к ним скорая в экстренном случае.

Единственная надежда жителей отдаленных населенных пунктов на действительно скорую помощь, а порой и на спасение жизни — это медицинские заведения в их селе. В настоящее время в почти 23 тыс. сел и поселков имеется 4 тыс. амбулаторий и 12 тыс. 700 ФАПов. Да, иногда они в ужасном состоянии — с печкой вместо газа, без централизованного водоснабжения и санузлов. Но это единственное место, куда люди могут обратиться за помощью при первой же надобности. Не важно, что работников ФАПов фактически перевели на полставки (они получают зарплату из местных бюджетов, а эти бюджеты в условиях децентрализации «бросили под танк», и они вынуждены существенно экономить). Они все равно готовы принимать пациентов, идти к больному среди ночи и собственноручно поддерживать жизнь в стареньком помещении фельдшерского пункта. Ведь село — это единый организм, большая семья. И не помочь здесь просто невозможно. Это уже не клятва Гиппократа, а вековой обычай.

И когда члены правительства ведут речь о доступной медицине, то закрытие таких заведений в селах — последнее, что следует делать.

Разрушая систему ФАПов, чиновники лишают людей элементарнейших медицинских услуг и не предлагают им адекватной альтернативы. Этого категорически нельзя делать хотя бы до завершения реформы по децентрализации. Именно объединенные территориальные громады должны решать, будет ли ФАП и сколько койко-мест в больнице нужно, ведь местные бюджеты финансируют оплату коммунальных услуг и содержание лечебных учреждений. Поэтому мы с коллегами — народными депутатами из УКРОПа — обратились с запросом к пани Супрун, в котором призываем прекратить закрытие медицинских заведений до завершения процесса объединения территориальных громад. Вскоре ожидаем волну обращений на эту же тему от местных советов — депутаты-укроповцы будут инициировать принятие соответствующих документов.

Кто-то скажет: не разрушая старое (в нашем случае — систему медицинских заведений), не построишь новое. Я с этим не соглашусь. Такой принцип, возможно, уместен в строительстве, но не в медицине. Как может человек «немножечко не поболеть»? Тем более что в случае украинских реформ это «немножечко» может длиться годами. Последние два десятилетия наши реформы сводятся к одному — постоянному желанию что-то сократить, а не развить.

Людям такой подход уже приелся. В селах моего округа на Волыни жители готовы стоять горой за свою медичку и собирать по несколько гривен на ее зарплату, а помещение ФАПов — защищать с вилами. Поэтому мы должны подумать, как эти люди будут существовать на промежуточном этапе реформы. Более того, я не уверена, что та реформа, которая проводится сейчас, дойдет до этих людей.

Помогать селу нужно уже сегодня. Поэтому мы не ждем от правительства, когда наконец будут освоены 4 млрд грн на сельскую медицину, которые были предусмотрены в бюджете еще в июле 2017 года. Не ждем, когда проведут интернет в каждое полесское село и начнут лечить дистанционно. Волынский УКРОП основал программу «Здоровье — каждому жителю села», в рамках которой узкопрофильные врачи проводят выездные приемы в селах Волынского Полесья.

Результаты поражают. В селе Карпиловка за день наши врачи приняли 247 человек!

Эта программа пока работает только в одном Киверцевском районе. Чему именно в этом месте? Потому что мне удалось ее там организовать. Потому что есть понимание с местными врачами и районным советом, которые не отвергают и не вставляют палки в колеса, не мешают делать хорошее дело.

А в районе рядом жители отдаленных сел не получают медицинскую помощь. Потому что там чиновники не идут на сотрудничество с нами по политическим соображениям. Такое сопротивление очень трудно преодолевать. Сложно каждый раз доказывать, что главное — это люди.

Да, наша инициатива с «медицинским десантом» — не панацея. Но это то, что нужно людям здесь и сейчас, ведь специалисты обнаружили у многих селян «плохие» заболевания, которые нужно лечить немедленно! Статистика свидетельствует, что смертность среди сельского населения в 1,5 раза превышает этот показатель в городах. А что будет, если людей лишат еще и элементарной помощи, — не хочется даже представлять.

Очевидно, что в такой ситуации членам правительства не стоит рубить сплеча. Новые дороги в отдаленные села, удобные автобусы и амбулатории, оснащенные по последнему слову науки и техники, не появятся мгновенно. Поэтому сельские медицинские заведения как островки жизни имеют право на существование до тех пор, пока общество в них будет нуждаться. Более того, согласно украинскому законодательству, сокращение сети государственных и коммунальных заведений здравоохранения — это преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 184 Уголовного кодекса Украины. А лишение человека медицинского обслуживания — это нарушение его конституционных прав.

Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, народный депутат от УКРОПа

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ