Похоже, масштабы зла вызывают уважение. Во всяком случае у многих политиков. Россию до сих пор не исключили из G-20, и американцы с британцами вынуждены просто избегать заседаний с присутствием русских.
Нам до сих пор поставляют военную и финансовую помощь из пипетки. Одна капелька на каждый метр освобожденной земли.
Не ясно, на какой стадии завис вопрос о репарациях. Замороженные государственные активы России уже должны работать на победу Украины.
Трагедия с мертвыми в Буче подняла волну негодования, но катастрофа с еще живыми в Мариуполе продлевает оцепенение, не побуждая к действиям и мобилизации воли прекратить преступление.
О намерении России уничтожить страну и народ Украины говорят художники и публицисты, но не политики и международные союзы. Хотя для всех очевидны цели ежедневных ракетных ударов по всей территории нашей страны.
Настало время для прямых обращений к народам, поддерживающим нас. Толстая кожа правящих элит не должна спасать их от моральной ответственности. Монстр путинизма вырос не по вине Украины, десятилетиями искавшей защиту от явной угрозы Москвы. И кормили его не экстремистские силы мира, а вполне приличные господа, которые сегодня ведут долгие дискуссии, взвешивая риски противодействия злу, часто находя резон в компромиссах с совестью.
Мы видим мозаичную структуру Запада и различаем каждую тессеру в его картине. Все страны разные, как и люди. Но един соединяющий нас материал гуманизма и культуры – отношение к человеческой жизни, поведению сообществ, исключающее насилие над народами. И если кто-то плюет на опыт тысячелетних уроков, то он плюет на каждого немца, француза, американца – на всех без разбора.
Вот почему украинцы имеют все основания требовать мобилизации доброй воли. Хорошо подсвечивать цветами украинского флага ратуши, но лучше направить энергию борющейся стране. Хорошо стыдить юристов, помогающих прятать путинские общаки, еще лучше заставить работать на пользу Украины механизмы международного права. Хорошо осуждать агрессию, еще лучше – отобрать у рецидивиста нож и надеть на него наручники. Хорошо закрывать порты для судов РФ, еще лучше обеспечить открытое Черное море для Украины. Хорошо вести переговоры с тем, кто понимает слова, но тщетно уговаривать пиявку, сосущую кровь. Чтобы отпала, надо посыпать солью. Не скупитесь же на соль оружия для Украины, к телу которой присосалась эта тварь.
Справедливость предполагает асимметрию этических оценок, заслуженность поощрений и наказаний. Ее не будет, если Россия будет разрушать жизни и города Украины без последствий. Москва пожелала руин моей родины, значит, она должна очутиться в руинах не от бомб. Пусть остановятся заводы, перестанут летать самолеты, двигаться суда и финансовые потоки не выйдут из ее границ. Все это можно сделать, если желание уничтожить зло окажется выше поисков вариантов примирения с ним.
В одном советском фильме звучит песня с глупейшими словами о войне: «А значит, нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим». Но цена победы – определяет ее смысл. Победить с миллионами жертв, полной разрухой и без надежды на быстрое восстановление – значит обрести то, что и желал агрессор. Так СССР проиграл войну с фашизмом.
Сегодня очень важно переломить исход войны, сохранив людей, армию, экономику и получив гарантии восстановления. (О гарантиях мира пока говорить не стоит) Оружие и деньги нужны именно сегодня. Завтра мы оттесним врага, война перейдет в фазу позиционной до смерти Путина. Место Украины в мировых СМИ и общественном мнении займут другие проблемы человечества. Без давления обществ подвижная лава раскаленных чувств превратится в камень. А под него не потечет волна благих желаний.