Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нас хотят превратить в Мариуполь»

25 марта, 2022 - 11:41
ФОТО REUTERS

Такое утверждение теперь часто можно услышать в Чернигове. Действительно, создается впечатление, что, не сумев захватить центр Сиверщины, главный акцент враг сделал на обескровливание города. Два дня назад жителей ошеломила новость – московиты с помощью авиабомб уничтожили старый мост через Десну, по которому шла эвакуация в киевском направлении. Таким образом, обычный путь стал невозможен.

Событие к тому же знаковое. Это венгерский мост, который достался Чернигову в результате Второй мировой войны в качестве части репараций. Тогда, во время оккупации, в области размещалось немало мадьярских войск. Они прославились особо хамским и пренебрежительным отношением к местному населению – настолько, что рассказывали о случаях поиска защиты у немцев. В свое время стал визитной карточкой въезда в город со стороны исторического центра. Переехал – вот уже Катеринка (церковь). И наоборот – перебрался на правый берег – до свидания, Чернигов. Символика – один из аргументов, почему его так упрямо, несколько раз, капитально ремонтировали – последний раз (удачно) в 2004 г. И вот пришли новые оккупанты и ради создания невыносимых условий для горожан уничтожили старый, но такой нужный и несколько сентиментальный мост.

Обстрелы города продолжаются. В отличие от первых дней войны это уже не воспринимается как нечто чрезвычайное. На днях мог впервые почувствовать на себе, что такое оказаться посреди артиллерийской дуэли, когда снаряды отчетливо свистят у тебя над головой, а часть разрывается довольно близко. Пару часов. А в некоторых районах города, расположившихся у въездов в него, люди жили в таких условиях по две недели. В подвалах. На сегодняшний день больше всего пострадали пригороды – здесь разрушения настолько значительны, что жить стало невозможно. Кто мог, тот эвакуировался, часть перебралась поближе к центру города. Знакомый журналист отметил – люди, переживающие войну в Чернигове, становятся особенными. Возможно, по крайней мере точно, влияет на восприятие окружающего мира. В день 23 марта (когда разрушили мост) и на следующую ночь интенсивность огня усилилась в разы. А это значит, что количество жертв и разрушений возрастают. Глава областной военной администрации Вячеслав Чаус отметил, что количество жертв среди мирного населения города достигло двухсот. До войны Чернигов был известен не только комфортом, историей, пивом, но и уровнем безопасности. Теперь все иначе – никогда не знаешь, где, куда может прилететь.

Есть очередные инфраструктурные потери – орки повредили одно из известных продовольственных предприятий. Хуже всего, что при этом попали в сеть поставок аммиака. К счастью, значительной утечки не произошло. Это второй (по меньшей мере) подобный случай во время войны. Возможно, мы столкнулись с «креативным» способом ведения химической войны, который не предполагает непосредственного распространения химических веществ нападающим, но в результате поражения объектов должен достичь такого эффекта.

В отличие от предыдущих дней в течение суток, когда разрушили мост, вражеские обстрелы не ограничились преимущественно светлым временем – в ту ночь били до трех часов. Как при такой какафонии засыпать – уже можно. Человек демонстрирует чудеса адаптации. Подход такой – случится то, что случится, а отдыхать нужно.

В городе заметно поубавилось машин – интенсивность движения упала на порядки. Чернигов превратился в город пешеходов и велосипедистов. При нынешних обстоятельствах наличие ровера – большое преимущество. С его помощью можно уверенно и быстро передвигаться куда тебе нужно. И что важно – фактически избегать вынужденной локализации городской среды. А это вопрос выживания – очень незначительное количество торговых заведений. С аптеками еще хуже. Правда, работают бесплатные – то есть можно прийти, отстоять очередь и что-то получить. Что будет. Больше всего не хватает лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, давления, сахарного диабета. Если кто может – помощь будет полезна.

В Чернигове мало генераторов тока. К сожалению, состояние повреждений сетей таково, что город неопределенно долго будет находиться без электричества. Везет тем, у кого оно появляется хоть на несколько часов. Соответственно, централизованное водо- и теплоснабжение и дальше отсутствует. Да и со специалистами проблема – многие уехали. Генераторы позволяют поддерживать связь (хотя и очень некачественную), значение которой выросло в разы. Так что прошу поддержать призыв городского головы Владислава Атрошенко о поставках Чернигову большего количества генераторов.

Еще одно устройство, в котором ощутимая потребность, небольшие плиты с маленькими газовыми баллонами. Или же схожие по функциям. Несколько таких приборов на высотку позволят жильцам отказаться от разжигания костра во дворе для приготовления пищи.

Несмотря ни на что город дышит и борется, нарабатывая форс-мажорный алгоритм. Все обнажилось и стало более четким. Возможно, в этом есть свой смысл.

Владимир БОЙКО, историк, Чернигов

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ