Национализация ПАО «КБ «ПриватБанк» стала резонансным событием конца 2016 года, частично отодвигая на второй план предпраздничные хлопоты. Кардинально изменился порядок дня в банковской системе Украины, ее структура, характер рисков. Но наиболее интересным является внезапное изменение стратегического видения развития банковской системы руководством экономического блока властной верхушки Украины.
Проведение национализации сопровождалось рядом заявлений чиновников, которые противоречат друг другу. Во время утреннего брифинга 19 декабря срок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), предназначенных для рекапитализации ПАО «КБ «ПриватБанк», составлял 30 лет. А вечером в эфире «Канала 24» Министр финансов А. Данилюк объявил, что срок таких ОВГЗ составляет 15 лет, при этом им озвучивалось как намерение продать банк частному инвестору через 6-9 месяцев, так и не исключалась возможность его объединения с АО «ОЩАДБАНК». А потом Председатель НБУ В. Гонтарева высказала мнение о возможности продажи ПАО «КБ «ПриватБанк» минимум через 3 года.
Это может свидетельствовать о возможной внезапности и неподготовленности решения о национализации ПАО «КБ «ПриватБанк». Ряд предыдущих событий свидетельствуют в пользу такого вывода. Во время заседания Кабинета Министров Украины 11 февраля 2016 были «на словах» поддержаны «Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора» до 2025 года, где предполагалась частичная приватизация (не менее 20% акций) АО «ОЩАДБАНК» и ОАО «Укрэксимбанк» к середине 2018 года. Решение о продаже более 50% акций или полной приватизации этих банков планировалось принять до конца 2020 года.
В июне 2016 года НБУ был представлен Отчет о финансовой стабильности, в котором указывалось, что «банки с государственным капиталом, на которые приходится около трети общих активов, являются источником существенных системных рисков для финансового сектора». Среди рекомендаций органам власти есть такие, как сокращение присутствия государства в банковском секторе, в частности такой тезис: «Государство должно в течение двух последующих лет отказаться от полной гарантии по депозитам физических лиц в АО «ОЩАДБАНК», а банк должен стать участником ФГВФЛ». Также приведены тематические материалы на тему «Государственные банки: масштабных реформ не избежать». Как основные выводы представлены следующие тезисы «национализация банков в Украине в 2008-2009 годах является примером нерациональных экономических решений» и «привлечение стратегического инвестора в «ОЩАДБАНК» и «Укрэксимбанк» должно произойти как можно быстрее».
Логическим шагом на фоне этого выглядело подписание 25 ноября 2016 года Меморандума взаимопонимания между Правительством Украины и ЕБРР о трансформации АО «ОЩАДБАНК» путем активизации программ торгового финансирования, кредитования малого и среднего бизнеса и дальнейшей продажи к середине 2018 года менее 20% пакета акций частному инвестору. Из предыдущих комментариев руководства этого госбанка можно сделать вывод, что неотъемлемой стороной этого процесса должен стать отказ в течение 2017 года от гарантирования государством всей суммы сбережений в
АО «ОЩАДБАНК».
И вот перед новогодними праздниками внезапно меняется видение роли и масштабов присутствия государства в банковской системе. К утру 19 декабря было принято решение о национализации ПАО «КБ «ПриватБанк». Одновременно Президентом был внесен законопроект
№ 5553, который был принят Верховной Радой накануне нынешней бюджетной ночи. Согласно этому закону, государство берет на себя обязательства по обеспечению возмещения физическим лицам-вкладчикам государственных банков той части суммы вклада, которая превышает предельный размер возмещения средств по вкладам, установленный в соответствии с Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц»
(200 тыс гривень).
Такие колебания «генеральной линии партии» однозначно не усиливают уверенность в том, что государство имеет четкое видение перспектив развития своего нового банковского актива. А только это сможет обеспечить возврат хотя бы части потраченных на рекапитализацию государством 116 млрд гривень. (с вычетом суммы конвертируемых в капитал обязательств предыдущих акционеров).
Поэтому особое значение приобретает определение стратегических специализированных направлений деятельности государственных банков, распределение сфер их компетенции.
Известно, что ПАО «КБ «ПриватБанк» не присутствовал в одном из основных сегментов деятельности банков — рынка проведения операций с ОВГЗ. В Отчете о финансовой стабильности НБУ в декабре 2016 года приведена информация о доле государства в общих активах государственных банков: по состоянию на 01.10.2016 она составляла 26% для ОВГЗ (в том числе внесенных для рекапитализации банков). Вполне логична вероятность появления ПАО «КБ «ПриватБанк» на рынке ОВГЗ. В этом контексте особенно интересным выглядит сообщение в СМИ о назначении опытного чиновника из Министерства финансов Украины Г. Пахачук управлять блоком казначейских операций ПАО «КБ «ПриватБанк». Ее профессиональный опыт в сфере работы с государственным долгом позволяет сделать прогноз, что вероятна переориентация деятельности банка на рынок государственных долговых ценных бумаг. Также довольно интересен опыт работы Г. Пахачук над проектом развития сегмента государственных казначейских обязательств в иностранной валюте для населения в АО «ОЩАДБАНК» в 2011-2012 годах. Ряд экспертов отмечают, что такой механизм может быть интересен не только как источник инвестиционного дохода или положительной валютной переоценки, но и как инструмент легализации доходов среднего класса. Будет ли реанимирована эта идея на базе национализированного ПАО «КБ «ПриватБанк»? Каким будет масштаб присутствия этого банка на рынке облигаций государства, структура его инвестиционного портфеля по срокам и в разрезе валют? Какие выводы сделаны из скандальных операций, которые, по информации СМИ, были связаны с выводом средств из АО «ОЩАДБАНК» и АО «Укрэксимбанк», какие профилактические меры приняты? Новый руководитель национализированного банка А. Шлапак во время брифинга отметил, что совместные с международными финансовыми организациями программы кредитования малого и среднего бизнеса должны стать одним из приоритетов деятельности
ПАО «КБ «ПриватБанк». Чем реализация таких программ будет отличаться от аналогичной деятельности, предусмотренной Меморандумом АО «ОЩАДБАНК» с ЕБРР? Ведь фактически два огромные государственные банка потенциально будут конкурировать не только в сегменте платежей для населения, но и в сегменте обслуживания малого и среднего бизнеса. Хотелось, чтобы после изучения ситуации в ПАО «КБ «ПриватБанк» руководство вышеупомянутого государственного банка озвучило четкое видение стратегических направлений его деятельности, идентификацию потенциальных центров генерации прибыли. Ну и самое главное, чтобы при внезапной смене приоритетов деятельности банком в будущем происходила публичная экспертная дискуссия и была налажена коммуникация с обществом. Ведь каждый гражданин Украины, заплатив примерно 3 тыс. гривень за национализацию ПАО «КБ «ПриватБанк», стал акционером и немного банкиром. Ну и конечно же рядовой украинец хочет иметь максимальный эффект от расходования его средств и понимание рисков деятельности «его» банковского актива.