В Сети на днях появилось такое обращение:
«Всем, кто может помочь!
Пожалуйста, помогите освободить режиссера и художника!
Двое наших молодых украинских коллег, которых мы хорошо знаем, с 25 апреля задержаны в Славянске.
Павел Юров (р. 1980) — театральный режиссер, родившийся в г. Антрацит (Луганская область, Украина) и проживающий в Киеве (Украина), хорошо известный молодому театральному сообществу своей работой с молодой русской драматургией, лауреат театральных премий, участник московского X Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, работал в мастер- классах фестиваля в составе группы молодых режиссеров стран СНГ, и Денис Грищук (р. 1985) — художник, волонтер, артист, родившийся в Донецке (Украина) и также проживающий в Киеве, приехали в Славянск утром в пятницу 25 апреля, чтоб «увидеть все своими глазами» для подготовки спектакля, и были остановлены ополченцами Донецкой народной республики. Их попросили предъявить документы, у них были билеты обратно в Киев, их задержали для проверки. Есть сведения, что уже больше двух недель их содержат в здании бывшего СБУ.
Мы, российские драматурги, режиссеры, критики, артисты, ручаемся за наших коллег и просим освободить их. Ребята много сделали для русско-украинских культурных связей, помогите им вернуться к работе».
Под обращением — имена Евгения Миронова, Ксении Раппопорт, Александра Калягина, Валерия Фокина, Михаила Пореченкова, Вероники Долиной — всего более 50 подписей.
Тут, конечно, возникает странное чувство раздвоения не личности, но реальности. Часть имен в данном списке — те же особы, которые не так давно подписали куда более нашумевшее заявление о полной и всецелой поддержке путинской оккупации Крыма. Теперь вот — сия аккуратно сформулированная просьба. При этом подписантов не заподозришь в недостатке сообразительности: могли бы понять, что события в Крыму и в Донецкой области — части одного целого, что без первого не было бы второго, что именно благодаря тайным и явным действиям администрации Путина террористы в Славянске чувствуют себя абсолютно безнаказанно. Не хочется цитировать банальности, так ведь лучше не скажешь: вы или крест снимите, или трусы наденьте.
Впрочем, разбираться, какие мотивы двигали многоликими артистами, не очень интересно. Главное — достичь результата. Сепаратисты на Донбассе в целом и в Славянске в частности круглосуточно объясняются в любви к России. Возможно, письмо от российских знаменитостей, вдобавок столь преданных делу Путина по отъему чужих территорий, побудит их прекратить длящееся уже полмесяца издевательство над двумя пленниками, чья вина, вероятно, была только в том, что они позволили себе не согласиться с «генеральной линией».
Я лично знаю Дениса Грищука. Трудно представить, чтобы этот интеллигентный молодой человек представлял какую бы то ни было угрозу для кого бы то ни было, особенно для орды автоматчиков.
Чего добиваются сепаратисты, удерживая Дениса, Павла и еще десятки людей в заложниках, — неведомо, наверно, даже им самим. Денег не получишь, на новых губаревых не обменяешь. Может, просто придают себе таким способом больше значимости. Хотя с каждым днем плена до всех (надеюсь, до местных жителей в том числе) доходит, что так называемая Донецкая народная республика неуклонно движется в сторону некоего псевдообразования, соединяющего в себе худшие черты произвола — дикой смеси нынешнего Сомали и фашистской диктатуры. Потому что лишать людей свободы за иные взгляды — это и есть фашизм. Держать их в заключении без честных и непредвзятых суда, следствия и адвоката — фашизм. Пытать — фашизм. Громить и захватывать редакции независимых газет — фашизм. При этом, конечно, ни о чем другом так не любят поговорить отморозки с автоматами и их сторонники, как о надвигающихся на них проклятых киевских фашистах.
Услышать Донбасс? Да уже услышали. Так услышали, что оглохнуть можно. А теперь услышьте нас: отпустите Дениса и Павла, наконец!