Статья Сергея Грабовского «Пенсионные страсти»: набросок к теме» поднимает очень важные для нашей страны вопросы и побуждает к широкому обсуждению этой важной проблемы.
Автор, как политический аналитик, справедливо определяет, что эти проблемы «требуют - прежде всего - публичного обсуждения, а затем - квалифицированного решения, и чтобы никто не диктовал, как правильно нам жить. В украинской ситуации не все простые рецепты работают - и не все стандартные методики обуздания общественного недовольства оказываются эффективными».
Если попытаться максимально упростить рассмотрение «пенсионной проблемы», то она в Украине сводится к тому, что у нас много пенсионеров и мало работающих.
И все это было заложено системой Кучмы - Януковича, когда любая самодеятельная занятость населения жестко пресекалась.
А теперь, когда при нынешнем режиме только 10,5 млн из 26 млн потенциально активного экономически населения платят взносы в Пенсионный фонд, это говорит лишь о том, что для нынешней власти создание новых рабочих мест является даже не второстепенной проблемой.
Конечно, существуют различные методы уменьшения количества имеющихся в стране пенсионеров. Вплоть до того, чтобы назначать пенсии тем, кто доживет до 90 лет.
Но если рассматривать европейский опыт, то и в Европе существует такая же проблема.
Однако там, кроме солидарной системы, есть еще другие методы накопления, а экономики мощные и эффективные.
Но суть та же - при стареющем обществе солидарная пенсионная система неэффективна.
Потому что солидарная пенсионная система в нынешних условиях так или иначе достойной жизни пенсионерам не обеспечит. Их много, а ресурсов для пенсий мало.
И если серьезно подходить к рассмотрению пенсионной проблемы, то власть для начала должна открыть статистику по пенсиям - кто и сколько получает.
Пенсии от тысячи до двух тысяч гривен - столько-то процентов, от двух до трех, от пяти до десяти и выше.
Затем по регионам. Сколько платим пенсионерам до Крыма и Донбасса. А уже потом посмотреть, где можно сэкономить.
Можно, конечно, попробовать отодвинуть пенсионный возраст за порог смертности. И что дальше?
Поскольку тогда нужно вообще отказаться от выплат таких мизерных пенсий, которые для большинства украинских граждан давно уже стали не чем иным, как социальной помощью по безработице.
В таком случае необходимо будет уволить министра социальной политики из-за отсутствия такой, заодно проведя и ликвидацию всего министерства и Пенсионного фонда. А отчисления в Пенсионный фонд просто прекратить.
Если же нет, то действующая власть должна начать делать реальные шаги навстречу людям. И начать хотя бы с того, чтобы как можно скорее законодательно урегулировать проблему отказа в трудоустройстве по возрастному цензу.
Ведь ни для кого не секрет, что у нас в Украине более-менее нормально можно найти работу в 35-40 лет.
А потенциальные работодатели не стесняются указывать на это возрастное ограничение при поиске нужного им специалиста.
Поэтому появляется еще одна статья для пополнения Пенсионного фонда - большой штраф для таких работодателей.
Для эффективной борьбы с «возрастным расизмом» также следовало бы ввести нормативные квоты соотношения специалистов старшего возраста к общему количеству сотрудников, скажем, 25 процентов.
Если эта квота не соблюдается, то работодатель платит дополнительный налог.
Когда же количество таких «специалистов в возрасте» среди общего числа сотрудников учреждения доходит до 50 процентов, то такой работодатель стимулируется резким снижением налога.
При таких условиях многие из пенсионеров с радостью будут работать.
Кроме того, разрыв в зарплатах должен быть в разумных пределах, а не с разницей в сотни раз.
Если мы действительно заимствуем опыт цивилизованных стран, то чиновники (даже самого высокого ранга) не должны получать заработную плату больше чем в 10 раз той, которую получают рядовые украинские граждане.
А если поднимать зарплаты, то всем, а не только народным депутатам, судьям и другим лицам с «повышенными денежными потребностями».
Теоретически один работающий может содержать много неработающих, если правильно построить схему перераспределения средств.
Современная производительность труда это позволяет. Конечно, если не придется еще и удерживать олигархов.
Вполне понятно, что попытка посадить полстраны на субсидии дает возможность прямого грабежа бюджета олигархами. Что в итоге еще больше приближает очень опасную финальную стадию кризиса.
Впрочем, люди, которые сейчас получают пенсию, эквивалентную 40 долларам, и зарплату - 100, не способны мыслить категориями будущего. Его у них просто нет.
Разумеется, страна должна больше зарабатывать. Для этого необходимо повысить эффективность труда. Нужны технологии и благоприятные условия для бизнеса, работы и жизни.
Хотя начинать все же надо с искоренения коррупции. Если существенно увеличить поступления в бюджет и оптимизировать расходы за счет уничтожения теневых схем, можно выиграть определенное время на проведение конструктивных изменений.
К тому же уменьшение коррупционного влияния на функционирование государственных механизмов улучшит условия для ведения бизнеса.
Хотя непонятно, как украинские политики, значительная часть которых богатеет на коррупционных схемах, могут лишить себя этого источника доходов?
Неоднократно уже говорилось о том, что необходимо отделить бизнес от политики, вывести экономику из тени, чтобы были «белые» зарплаты.
Но и этого мало, чтобы увеличились поступления в бюджет надо, чтобы рос ВВП.
Для этого Украине нужно перестать быть сырьевым придатком, экспортировать, например, не зерно, а хотя бы муку или макароны, создавать добавленную стоимость. Тогда будут рабочие места и молодежь захочет оставаться стране.
Подъем экономики - это хорошо и правильно. Только эта задача имеет комплексную составляющую.
А баланс Пенсионного фонда требует уже сейчас повышение уровня зарплат примерно вдвое или расширения базы налогообложения дополнительными сборами.
Впрочем, «пенсионную проблему», как и все остальные, никак не удастся решить, если у тех, кто у власти, не простимулировать определенным образом желание запустить реальную экономику, а не превращать ее в финансовый насос для создания «семейных капиталов» для дюжины олигархических «семей».
Ситуация, в которой сегодня оказалась по многим показателям Украина, состоит в том, что по уровню экономической свободы мы находимся в той же категории стран, что и Северная Корея, и Туркменистан. И намного ниже, чем коммунистический Вьетнам, не говоря уже о Китае.
И почему-то ни одна действующая политическая сила не концентрирует на этом внимания и не требует наконец дать людям свободу действий.
Ведь без свободы для бизнеса поднятие украинской экономики является невыполнимой задачей.
Украинские граждане должны получить реальную возможность стать экономически самодостаточными.
И это необходимо делать уже сейчас, а не тогда, когда будет уже слишком поздно...