На днях я имел откровенный разговор с одним человеком, который сказал, что ему стало страшнее жить. Этого человека нелегко назвать пессимистом. Это тот случай, когда внешние обстоятельства давят на жизнелюбивые, но чувствительные души все больнее...
Действительно, украинские теленовости и лента интернета пестрят преимущественно негативом. Говорят, эта технология условно называется «как страшно жить» - и имеет целью сравнивать прочитанное с жизнью каждого, думая: «О, у меня еще не все так плохо». Что ж, на фоне пандемии она дает свои плоды, способствуя невротизации, криминализации и узкому эгоцентричному оглуплению общества. Такие «ножницы» срабатывают почти безотказно, потому что всегда может быть и хуже, и голоднее, и печальнее.
Пандемия спутала все мировые планы и прогнозы, все концепции о будущей бесконфликтности, завершении истории и рае на Земле. Так много работали над космополитической солидарностью, над планетой без границ и концепцией глобального села - получается, эта кропотливая и самоотверженная работа миллионов людей идет коту под хвост на неопределенный срок.
Становится зябко. Почти на всей планете.
Пандемия выступила каким-то социальным уравнителем, намекая, что между богатыми и бедными есть разница, но между ними не лежит пропасть. Ведь от коронавирусной болезни умирали и богачи. Появились теории заговоров и сокрушительная критика происхождения коронавируса от скрещивания летучих мышей с еще каким-то там многоклеточными.
ВОЗ практически не находит слов для успокоения людей, по-своему приобщаясь к массовой невротизации планеты. Кажется, пандемии ни конца, ни края. Далее можете выдвигать любые собственные версии - и все они будут иметь право на существование.
Что дальше? Что будет с Украиной в этих противостояниях между США и Китаем, между Россией и всеми, между ЕС и потерей Европой морального лидерства и т.д.?
Кстати, никто не может отменить человеческие эмоции. Нарастает ощущение одиночества и богооставленности многих миллионов людей во всем мире. Нет опоры, недостаточно света, мало радости. Усиливается невротизация мира. Я не исключаю, что, благодаря определенным настроениям СМИ, быстро могут возникать даже массовые истерии или психозы, а также коллективные попытки самоубийств или самоубийства, по крайней мере небольших групп лиц с определенным психическим складом.
Невротизация мира, ломка доверия и группирование внутри государственных границ еще раз подтверждает большую древнюю правду о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
...
Однако немного парадоксальности. Думаю, что в планетарном хаосе, где растет неприязнь и ненависть, страх и трепет, где происходит девальвация как демократий, так и тоталитарных обществ, где, по гамбургскому счету, думаю, нет какой-то таинственной группы людей, которая является конструкторами этого хаоса и теперь умело управляет им с какой-то целью, – шансы Украины растут тоже.
Усиление Украины, ее подъем, кажется, не слишком интересное огромны большинству планеты. Также такое укрепление не интересно и различным слоям украинофобов внутри Украины... Да и откуда взяться укреплению?
Новые смыслы и надежды, новые правила и стратегии возникают именно сейчас. Только как Украине мудро воспользоваться переформатированием? Как укрепиться в холодке Новой Цифровой Реальности? Чем? Что мы можем предложить миру и себе? Себе - потому что Украина до сих пор в значительной мере отчуждена от собственной мистической пуповины.
Помечтаем? Кажется, что, кроме отдельных достижений высокоталантливых ученых и специалистов по компьютерным технологиям, Украина может влиять на себя и мир лучшими достижениями своей культуры. Сейчас, как никогда, в энергетических вихрях недоверия, равнодушия и высокой степени эгоцентризма, наш кордоцентризм, извечная философия сердца может быть воспринята и понятна многим умным людям всего мира, которые все яснее чувствуют - все ближе! - стук копыт бледного коня с тремя всадниками - женского, мужского и среднего рода: Тревогой, Страхом и Вырождением. Только как это конструктивно и терпеливо делать?
Карфаген новой тотальной опасности, где немного остается места для общечеловеческих идеалов, над которыми работали лучшие умы Земли столетиями, должен быть разрушен совместными пассионарными усилиями.