Кто-то заговорил об импичменте, кто-то, тоже скорее на голых эмоциях, — о невиданном доселе профессионализме украинских разведчиков... Публикацию совместного расследования Bellingcat и The Insider ждали, кто-то с опаской, кто-то с надеждой, кто-то с мрачным злорадством. И вот теперь, когда результаты расследования наконец опубликованы, невольно задаешься вопросом: Ну и что?!
Без какой-либо дополнительной ясности, имеются ли (кроме и без Bellingcat известных показаний Бурбы) хоть какие-то верифицируемые доказательства государственной измены окружения и самого президента, является ли операция украинской военной разведки достойной сравнения с Моссадом или опасной изначально обреченной на провал авантюрой (в публикации Bellingcat говорится, что единства мнения на этот счет не было даже у армейского руководства операцией), из расследования мы узнали массу новых интересных, но столь же мало отвечающих на главные связанные с «Вагнергейтом» вопросы второстепенных деталей.
Как и с громкой казалось бы сенсацией об офшорах президента в Pandora Papers, если кто-то и сможет почерпнуть из нынешней публикации что-то новое, разве что члены счастливо обретшей между трех сосен пустыню парламентской следственной комиссии и её бесталанная глава Марьяна Безуглая. Это их неумелое (а, в случае с опубликованным как раз накануне заранее проанонсированной даты выхода результатов расследования Bellingcat и The Insider «Промежуточным отчетом», и несвоевременное) вранье, противоречивые высказывания самого президента и его окружения, как и во всем остальном, и тут безграмотная информационная политика Банковой, а совсем не журналисты и оппозиция, превратили «вагнергейт» в сегодняшнюю информационную бомбу под Банковой. Детонировавшую, как только об этом наконец написали The Insider и Bellingcat.
Предварительно отметив, что первым об этом написал Карл Волох, я и сам не могу обойти стороной один немаловажный момент. Почему скандал вокруг офшоров президента и отмытых в них миллионов Коломойского вспыхнул лишь после публикации Pandora Papers, а не за год до этого после заявления Арьева? Больше года после первой публикации Бутусова «вагнергейт» в Украине вяло жевали, всё ждали, пока о нём наконец напишет Bellingcat. Вспомнилось, как задолго до появления жанра журналистских расследований, в СССР некоторые их функции выполняли фельетоны в столичной московской прессе. С немаловажным отличием, героями таких «расследований» становились, понятно, не члены Политбюро.
Для карьеры какого-нибудь подвернувшегося журналистам бедолаги директора завода или гастронома сатирическая публикация о них в газете «Правда» или сюжет киножурнала «Фитиль» имели самые фатальные последствия. Как и показательные расстрелы за коррупцию в Китае, это ни в малейшей степени не устраняло недостатки системы. Зато создавало у населения иллюзию наличия где-то там, если не в области или в Киеве, то хотя бы в Москве, надежды на «правду». СССР уже давно нет, а функции таких фельетонов в газете «Правда» после нескольких лет безраздельного господства год от года становящейся все более электронной американской прессы, теперь выполняет Bellingcat. — Вона как нашего The New York Times/ Bellingcat пропесочил. Уж теперь-то его, аспида, точно снимут/посадят, и тогда заживем!
Впрочем, а стоит ли ждать чего-то конкретного от нынешней публикации результатов расследования? Скажем, в Чили после публикации среди документов Pandora Papers данных об офшорах президента Себастьяна Пиньеры, против него был инициирован импичмент. В нижней палате парламента он прошел простым большинством, но как раз накануне не набрал необходимое число голосов в Сенате. В отличие от Чили, несмотря на то, что в документах Pandora Papers речь шла не просто о наличии у украинского президента офшоров, но и о том, что через них в прошлом отмывались десятки миллионов долларов обвиняемого сразу в нескольких странах мира в мошенничестве олигарха, в Украине ограничилось тем, что президент Владимир Зеленский дал честное слово, что с офшорами у него всё обстоит хорошо.
Так стоит ли ждать импичмента Зеленскому после публикаций Bellingcat, The Insider, и, не сомневаюсь, в ближайшие недели десятки разной степени достоверности записей и документов появятся и из других источников? Начитавшись восторженных панегириков о профессионализме задействованных в операции по задержанию «вагнеровцев» украинских разведчиков, скорее можно ожидать награждения всех причастных, включая Ермака. Сколь сильным ни было бы давление оппозиции и взбунтовавшихся олигархов, не для того Владимир Зеленский подписал закон об импичменте президента, чтоб можно было использовать его против него самого. «Вагнергейт» пошумит, а потом растворится в новых скандалах. Скучно ни главным действующим лицам, ни нам, зрителям, не будет — лишь это одно можно сказать наверняка.