Одна милая художница призналась, что многие ее пейзажи написаны с подоконников квартир многочисленных европейских друзей. Это созерцание бывает равносильно эмоциям от неспешной пешей прогулки по дивным улицам, наслаждению в театре — все пробую как бы на вкус. Если чувствую — вкусно, как бывает, перебросишься с человеком одним-двумя словами и сразу понимаешь — мы на одной волне, и ты уже не можешь выскользнуть из этих объятий, пока не попробуешь восстановить мгновение, примерив его на себя, так и тут. Спешу поместить впечатление в самую нужную записную книжечку. Вот он — необходимый узелок на память. Зарисовки мгновений остаются надолго и помогают тихо праздновать мою жизнь на земле самым красочным, радостным, чувственным и интенсивным из всех, как я понимаю, возможных способов. Ведь главный эстимейт (ожидаемая выручка) — это сама жизнь, которая нас постоянно разыгрывает: если по-доброму, то помогает изгнать кислятину из повседневности, если же зло и жестко, то это уже называется как-то иначе. Уж точно не розыгрыш и не понт.
• Следя за сюжетной канвой залихватской комедии в Молодом театре «Потрібні брехуни» и только удивляясь, как герои врут с вдохновением (впрочем, по условиям контракта и, значит, за деньги), азартно, куражно, упиваясь собственной изобретательностью, ловишь себя на мысли, что и тебе частенько полуврут, и ты зачем-то (к счастью, ненадолго) реагируешь на преувеличенные комплименты. Вот и заказчику хоровода вранья в пьесе, как бы он это ни скрывал, необходимо, чтобы его любили (пусть по сюжету вроде бы), чтобы о нем заботились (вроде бы), чтобы кто-то обращался к нему: папа (вроде бы). Можно, правда, и заигрываться, как и случилось со всеми персонажами, и тогда проблеснет что-то настоящее, тихое, важное и самое главное. И зал это услышит. Ведь обманывая по контракту, они привязываются, обижаются и влюбляются всерьез.
«Обманщики будут всегда. В наших силах лишь уменьшить их множество. И только личным примером», — так считает режиссер-постановщик Стас Жирков. Зал, похоже, согласен.
• «Ложь уже давно заменила воздух. И страдать по этому поводу столь же бессмысленно, как удручаться по поводу исчезновения питекантропов», — таково мнение исполнителя одной из главных ролей в пьесе заслуженного артиста Украины Алексея Вертинского. Зал, похоже, прислушался к этому мнению.
«Если ложь влияет позитивно — это прогресс. Иногда ведь правда убивает людей. Лгуны необходимы. Лгуны, которые приносят добро». Мысль народной артистки Украины Тамары Яценко согрела.
• В эту пьесу можно добавлять и добавлять своих знакомых и персонажей, которые встретились случайно, ведь комичное и печальное — суть многих встречающихся и запоминающихся ситуаций. Думаю, была бы уместной одна моя незнакомка — венская старушка, куда-то целеустремленно спешащая, несмотря на заметную хромоту. Заметила — спешила в казино, где в среду был женский день. Скорее всего, она целую неделю ждет заветного дня, копит силы — ведь азартная ночь в таком возрасте требует подготовки. Когда же наступает долгожданный момент, все хвори затихают — старушка идет навстречу искушению. Нужна игра, чтобы завестись, нужен выигрыш, чтобы снова прийти. Не знаю, в каком настроении она возвращается после игры, и никогда не узнаю, но уверена, что делясь впечатлениями со своими подружками, будет невольно привирать, чтобы слегка покрасоваться. В конце концов, свою страсть она оплатила, а все остальное — ее бонус, скромная потребность быть кому-то интересной. И ей прощают, должно быть, такие наивные и безобидные игры в свою значимость, воспринимая по-доброму смешную полуправду...
Явно выбьется из канвы забавных театральных впечатлений встреча на сдержанной и лаконичной выставке с работами японского фотографа Кадзума Обара «Фукусима. Другой взгляд». Одно фото меня особенно поразило, подчеркнув несгибаемость японского духа: в зоне отчуждения и, понятно, ограниченного доступа. Уже давно вывезены все жители. Осталась каким-то чудом не разрушенной эта тихая и спокойная улочка. Конечно, совершенно безлюдная. Так вот, каждый вечер на ней зажигаются уличные фонари. Так же, как это было всегда. Для кого — никто ведь не видит. Зачем? Да затем, что только так можно выстоять, ведь все обязательно вернется, и нельзя позволить себе прервать нить, и поддерживать жизнь своей верой необходимо — в этом вся суть. Тут же услышала странное мнение что-то обсуждающих в зале зрителей: это розыгрыш, либо же наука пока настолько мало осведомлена о процессе старения, что, возможно, это просто последствия неправильного воспитания. Может, они знают что-то неведомое. Как было бы замечательно, если бы воспитание достойное прижилось навсегда, что само по себе уже — великое благо.
• Помелькаешь в высших слоях умных мыслей, да быт и заботы обязательно вернут на землю, причем по-быстрому. Поставив дорогую пломбу у частного стоматолога, собираясь поскорее убежать, вдруг услышала от врача: а теперь почистим карманы. Профилактически это всем нужно. И назвала сумму, от которой только что поставленная свеженькая пломба чуть не выскочила...
И вы туда же — дались вам мои карманы во сне и наяву. И это уже не розыгрыш, ведь известно, что деньги — шестое чувство, без которого первые пять не работают.
• Немедленно выскочив из врачебного кабинета, бросив на ходу: до вас уже почистили куда более сноровистые да загребущие. Кажется, тоже профилактически, уверяли.
Зашейте карманы, люди.