19 апреля из аннексированного Крыма поступило сообщение об обысках и арестах, которые оккупационные власти проводят среди журналистов, проживающих в Крыму. Стало известно о трех крымчанах, подвергшихся неправовой процедуре: Леньяре Абибуллаевой, Руслане Люмановой и Николаю Семене. Все они ранее сотрудничали с украинскими изданиями (в частности, Николай Семена — много лет с «Днем»), после аннексии остались в Крыму и не представляли прямой угрозы для властей захваченного полуострова. Позднее стало известно, что в тот день обыски были проведены у 7 журналистов.
Ближе к вечеру появилась информация о том, что Министерство информации Украины готовит обращение к правоохранительным органам Украины, международным организациям, в том числе Представителю ОБСЕ по свободе СМИ Дунье Миятович с призывом отреагировать на обыски и задержание украинских журналистов в Крыму.
Реакция международных институтов на события в Крыму с каждым днем становится все жестче. Комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Мужниекс призвал мировую общественность не обходить вниманием факты нарушениям прав человека в Крыму. «Тот факт, что 2,5 миллиона человек вынуждены пребывать вне досягаемости механизмов по правам человека, созданных для защиты всех европейцев, является ненормальным и неприемлемым».
Казалось бы, ситуация в Крыму абсолютно понятна. Крым — сакральное место для современной России, своеобразная игла, на кончике которой хранится «смерть кощеева». В данном случае — легитимность путинского режима. Очевидно, что, настаивая на «едином порыве крымского народа, избравшего свою судьбу на референдуме», Кремль будет стремиться избавиться, задавить, уничтожить все, что мешает ему трансляцию единообразной картиной народной поддержки аннексии. Крым, как убеждают нас многие, в том числе и украинские авторы, — символ российского имперского величия. Поэтому она будет цепляться за него до последнего вздоха. Любопытно, что те же самые авторы еще несколько лет назад убеждали нас в том, что именно по причине «имперского величия» Россия превратит Крым в своеобразную витрину «русского мира», вкладывая в его развитие и процветание последний бюджетный грош. Дело тут совсем не в величии, а в специфике имперской ментальности россиян.
Для современного, возглавляемого питерской босотой, российского общества, имперское величие — это усмирение непокорных. Национальная гордость и достоинство — вот чему противостоит «русский мир». Имея очевидное информационное, политическое, финансовое господство в Крыму и на Востоке Украины, Путин решился на открытую агрессию только после победы Майдана. Ни в аннексии Крыма, ни в агрессии на территории живущего по российской указке Донбасса, не было никакого смысла. Кроме как «дать революции в морду». «Гоп-стоп» — это ведь не только способ обогащения. Это и способ самоутверждения хулигана над «слабаком», помогающий ему добиться определенной популярности у подельников. Идея «русского мира» не в заселенных русскими территориях, а в территориях, где Россия может безнаказанно глумится над непокорными.
Тех, кто считает, что Крым, в отличие от Донбасса «исконно русская земля», поэтому Россия вытравливает из него все «нерусское»: украинцев, крымских татар, поспешу разочаровать. Для того, чтобы понимать логику защитников «русского мира», стоит подумать над новостью, которую уже сегодня, 20 апреля, опубликовало агентство ТАСС.
«СИМФЕРОПОЛЬ, 20 апреля. Китайские инвесторы планируют построить в Крыму дома для пожилых сограждан и россиян. Об этом сообщил Ян Эпштейн — зампредседателя Черноморской ассоциации международного сотрудничества, занимающейся привлечением иностранных компаний на полуостров... Как уточнил Эпштейн, жить в таких домах смогут как китайцы, так и россияне. «Сегодня на территории Китая больше 200 млн человек свыше 70 лет. И многие хотели бы уехать в другое место. Для нас выгода в том, что они вкладывают средства, чтобы и мы могли сделать такие же дома для наших пожилых людей, которые не имеют семьи», — пояснил он».
Новость о превращении «исконно русского Крыма» в китайскую «богодельню» не вызывает никакого отторжения ни в рядах российских правящих элит, ни среди поборников «Крымнаша» попроще. Все спокойны и не собираются «защищать русский Крым от нерусского засилья». Потому что дело не в «русском Крыме», а в Крыме свободном. Империя не может смирится с существованием места, где живут граждане, а не милостиво принятые в услужение подданные. Свободолюбивый Крым уничтожается потому же, почему топчется свободная Украины — ради доказательства силы и мощи империи, способной сломить сопротивление любого.События последних двух лет ясно дают понять, что Россия, аннексировав полуостров и проводя там политику репрессий, пытается переиначить не государственную принадлежность Крыма, а уничтожить гражданское и человеческое самосознание, тех, кто отказывается называть грабеж «братской помощью».
Сегодня и у международного сообщества, и у украинских чиновников есть масса механизмов, для того чтобы изменить ситуацию. Смещение акцента с очевидного преступления аннексии территорий на недопустимый в цивилизованном мире вектор разворачивающихся в Крыму идеологических, этнических и политических чисток, может заставить мир пересмотреть свое отношение к ситуации и ужесточить санкции. Политики должны принять решение о возвращении субъектности крымским татарам, путем признания крымскотатарского народа коренным народом Крыма; о создании полноценного крымского правительства в изгнании; о введении новых санкциях против России в связи с нарушением прав человека в Крыму; о требовании допустить в Крым мониторинговые и правовые международные миссии. У мира есть масса аргументов, которые способны заставить стремительно нищающую Россию прекратить гонения.
Но, главное, что механизмы для начала процесса деоккупации Крыма есть у украинского народа. Речь о «гражданской дипломатии», о широких акциях бойкота российских товаров, о всенародном сборе подписей под обращением украинцев разных областей к Верховной Раде, ПАСЕ, ООН с призывом защитить украинских граждан и крымских татар от притеснений и этноцида. Народ, ведущий цивилизованную борьбу в знак солидарности со своими угнетенными согражданами — сила намного более представительская, чем самый звездный пул политиков и дипломатов.
Пока Путин демонстрирует челяди «имперское величие» и пытается сломать украинцев Крыма, заменив их более комфортными и финансово выгодными китайскими стариками, мы должны общими усилиями вбить осиновый кол в идею «русско-мирской возрожденной империи». Мы могли бы начать бороться синхронно по обе стороны перешейка. На втором году аннексии украинцы должны объединить усилия и сделать идею поддержки своих угнетаемых в оккупации сограждан значимой мировой повесткой дня. Возвращение территорий, защита прав, гражданское сопротивление агрессору делает нас независимыми от российского влияния не меньше, чем надежная армия на границах. А общая борьба делает нас едиными, несмотря на вражескую армию на нашей земле.