Мне уже приходилось писать об этом эпизоде. Во время пресс-конференции, посвященной воссоединению Германии, отвечая на вопрос одного из журналистов о том, что было худшим в ее разделении на две страны, федеральный канцлер Гельмут Коль ответил: «На Востоке мы потеряли три поколения немцев». Оскорбил ли он кого-либо таким «генетическим» пассажем. Наверняка, да. Ведь тогда, 3 октября 1990 года, в ФРГ влились миллионы бывших граждан ГДР и среди них опять-таки миллионы уже бывших синегалстучных пионеров-тельмановцев, воспитанников союза свободной немецкой молодежи (аналога комсомола), функционеров СЕПН (аналога КПСС), сотрудников политической полиции штази и всевозможных агентов, в том числе завербованных в Дрездене молодым советским «культуртрегером» Владимиром Путиным.
Итак, оскорбленных могло быть немало. Требовал ли кто-нибудь из них или политических оппонентов канцлера его извинений или отставки? Нет, таких случаев не было.
И еще один эпизод. В 1973 году я впервые побывал в Вильнюсе. Знакомился с литовским документальным кино по поручению редакции журнала «Новини кіноекрану», взамен подготовил две статьи для местного журнала Kinas ( «Кино»). И знаете, что меня сорок три года назад больше всего поразило в Вильнюсе? Его жители спокойно стояли на переходах, ожидая, когда загорится зеленый свет. Никто не перебегал дорогу на красный. У нас до сих пор перебегают. Иногда даже гибнут под колесами. Так вот, мне кажется, что и терпение на переходах и вступление в ЕС и НАТО (куда мы лишь стремимся -- да и то далеко не все) -- вещи взаимосвязанные. Извините, я никого не обидел?
А теперь относительно наших оскорбленных. Вы не задумывались, уважаемые, почему «ленинопад» начался с Западной Украины? Не потому ли, что эта часть нашего государства гораздо меньше времени в своей истории находилась под пятой сначала Российской империи, а впоследствии СССР?
Сразу предупрежу: я не придумывал названия Партия регионов, я вообще противник разделения Украины по любым признакам. Уверен, как и министр Евгений Нищук. Еще в 2002 году я напечатал подборку стихов, в одной из которых рефреном проходили строки:
«Не діліть Україну на Захід і Схід,
Не рубайте її по-живому».
Пытаются разделить нас как раз те, кто придумал двуязычный лозунг «Єдина країна/Единая страна», потому что лозунг этот должен быть одноязычным «Єдина країна» или многоязычным, так как гражданами нашего унитарного государства, кроме представителей титульной нации, являются люди многих, а не только одной национальности. Но это, так сказать, к слову.
Сделаем однако небольшой экскурс в историю. Не останавливаясь на деталях, можно констатировать, что в 60-х - 70-х годах XIX века, то есть до начала индустриализации Донбасса, его население было практически однородным, украинским. Далее в этническом составе населения происходили постоянные изменения. Наиболее масштабные в ХХ веке, связанные с индустриализацией, Голодомором 1932-1933 годов и послевоенным восстановлением Донбасса. В учебниках по истории еще советского периода, на авторов которых тогда никто не обижался, можно прочитать ссылка на постановление Государственного комитета обороны от 26 октября 1943 года «О первоочередных мерах по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна».
Как указано в одном из учебников, в развитие этого постановления «На восстановление Донбасса съезжались со всего Союза. Формировались рабочие батальоны, молодежные бригады, задействованы были и военнопленные». Другой автор утверждает: «Бригады по восстановлению Донецкого бассейна формировались в 12 союзных и автономных республиках, 29 краях и областях».
В свое время историк Юрий Полидович назвал Донбасс «кузницей этнического обезличивания». К этому следует добавить, что -- поскольку мужчины были на фронте -- основную рабочую силу составляли женщины, подростки (к работам разрешалось привлекать школьников, начиная с шестого класса) и -- по проверенной советской схеме - арестанты, то есть свои зеки и военнопленные. Только на Луганщине в 1944-1949 годах действовало 6 лагерей (всего 80 лагерных отделений). В нечеловеческих условиях жизни и труда арестанты массово умирали, и покойников немедленно заменяли новыми заключенными.
Большинство этих людей остались на Донбассе. Там теперь живут их потомки. Была ли у них потребность интегрироваться в Украину, изучать ее язык, историю, культуру? Нет, поскольку сама Украина была русифицированной республикой в составе СССР. Другое дело, что после провозглашения государственной Независимости ни один президент, ни одно правительство Украины не сделали решительных шагов, чтобы изменить эту ситуацию.
Что же касается самих людей, то если старики, которые эмигрировали из СССР еще в семидесятые годы прошлого столетия, умудряются еще жить за пределами жизни общей и общаться только в своем кругу на Брайтон-Бич или в Тель-Авиве на русском, то что говорить об Украине с ее «Єдина країна/Единая страна»?
Украинской власти давно следует задуматься над тем симптоматическим совпадением, что слабыми звеньями оказались именно те части Украины (Крым, Донбасс), где украинский язык находился в наиболее запущенном состоянии.
Я понимаю, що Донбасс – родина не только Виктора Януковича, а и прежде всего Владимира Сосюры, Василя Стуса, Николая Руденко, Ивана Дзюбы, Василия Голобородько, моего покойного друга, выдающегося переводчика с тюркских языков Николая Мирошниченко и миллионов других достойных людей. А на министра Нищука обиделись прежде всего те соотечественники, которые настойчиво пытались взять на поруки бывшего парламентского лидера регионалов Александра Ефремова. Тоже симптоматическое совпадение, не так ли?