Кому как, а у меня от этой истории с решением Дарницкого суда по иску Медведчука какое-то дежавю. Сегодня уже позабылось, как раз три года назад — 6 октября 2017 года был опубликован указ о награждении такого себе Григория Зубца орденом Ярослава Мудрого V степени. Ветеран советской и украинской юстиции, в прошлом глава Киевского городского суда, член высшей квалификационной комиссии судей Украины, заслуженный юрист Украины, в истории он навсегда останется как палач Валерия Марченко. Напомню, 14 марта 1984 года Григорий Зубец приговорил тогда уже тяжело больного правозащитника-диссидента к 10 годам лагерей особого режима. А всего через полгода у Валерия Марченко в условиях заключения вполне предсказуемо отказали почки, и 7 октября 1984 года его не стало. Случайное, но от того не менее горькое совпадение, — указ о награждении судьи-«героя» тогда был подписан за сутки до 33-й годовщины с этого трагического дня.
Григорий Зубец был представлен к высокой награде Советом судей и Высшей судебной администрацией Украины в общем большом списке юристов, в рамках ежегодного бюрократического ритуала награждений к профессиональному празднику. Хотя его имя стояло в представлении первым, никто в тогда еще Администрации президента Украины, как обычно, не удосужился проверить кандидатов. Впрочем, в отличие от Виктора Медведчука, книг о Зубце до сих пор не написано, не говоря уже о том, что имя Валерия Марченко большинству граждан независимой Украины, не исключая чиновников и политиков, в лучшем случае известно лишь понаслышке. Не говоря уже о каком-то там его палаче. За такое самоубийственное равнодушие к политическим рискам, которые несли за собой подобные награждения (и еще сотни других таких же больших и малых просчетов), на последних президентских и парламентских выборах сам экс-президент Петр Порошенко, его политическая сила, а вместе с ними и вся Украина, заплатили немалую цену. И еще продолжают платить.
Что касается высших органов судебной ветви власти, которые представили тогда Григория Зубца к высокой награде, не может быть сомнений, никакая информация об обстоятельствах рассмотрения Киевским городским судом 13—14 марта 1984 года дела Валерия Марченко ни в малейшей степени не повлияла бы на их решение. Тому свидетельство вполне успешные судьбы других одиозных судей советской эпохи... Да что там события «старины далекой», и многих судей, которые «отличились» неправосудными приговорами активистам Революции достоинства, не говоря уже о заигрывании, а часто и прямой работе на оккупантов с началом российской агрессии в Украине в 2014 году. Ну, а о чаще всего безнаказанной неприкрытой судейской коррупции я вообще молчу. Сегодня в Украине прежде всего судебная ветвь власти во всех смыслах остается правопреемницей УССР. Так, уже в независимой Украине Григорий Зубец до последнего трудился советником главы Государственной судебной администрации Украины, был членом Высшей квалификационной комиссии судей, занимался преподавательской работой, лепя по своему образу и подобию сотни других судей на смену себе. И вместе с ним другие его не менее одиозные коллеги.
В отличие от законодательной и исполнительной ветвей власти, которые за три десятилетия независимости Украины, пусть не так, как нам хотелось, все же изменялись вместе со страной, все попытки реформировать судебную власть в Украине ограничивались исключительно формально-административными перестановками. Вместе с превратно истолкованным у нас принципом разделения властей, на Западе оберегающим правосудие от политической конъектуры, в условиях растущей институциональной несостоятельности законодательной и исполнительной властей в Украине, судьи превратились в неприкасаемую касту, не только освободившуюся от всяческого контроля, но часто не считающую необходимым пусть даже формально соблюдать закон. Со всей наглядностью суды продемонстрировали это в последние месяцы президентства Порошенко, да и сегодня, при Зеленском, кажущееся затишье обеспечивается лишь тем, что тащившаяся со скоростью слизняка судебная реформа предыдущего президента остановлена и обращена вспять.
Высказав в своем опубликованном на сайте Офиса президента коллективном заявлении (разве что за «мы» прячется президент?) робкое «удивление» решением Дарницкого суда, сопроводив его сколь многоречивыми, столь и ничего не значащими комплиментами в адрес гражданского общества, Банковая тут же, в следующем предложении, поспешила уверить, что это ни в коей мере не ставит под сомнение «независимость судебной ветви власти». Несравнимо меньшая щепетильность Банковой в других резонансных делах, в том же рассматриваемом в эти дни Шевченковским районным судом «Деле Шеремета», определяет цену этого компромисса. Президенты меняются, но цена все еще та. — Вынесшую скандальное решение по иску Медведчука Марину Заставенко назначил своим указом судьей Червоногвардейского районного суда Макеевки президент Ющенко, сделал ее судьей пожизненно президент Янукович, закрыли дисциплинарное дело о сотрудничестве Марины Заставенко с оккупантами и перевели ее в киевский Дарницкий районный суд при президенте Порошенко...
Ну а при президенте Зеленском она может и дальше безнаказанно выносить такие решения, будто она так и не переехала в Киев из оккупированной россиянами Макеевки. Будто она работает в стране, в которой «судья» Зубец все еще с чувством исполненного долга отправляет на страшную смерть Валерия Марченко, а «адвокат» Виктор Медведчук по заданию КГБ «защищает» Василия Стуса. Стоит ли удивляться, что после российской оккупации из 492-х на то время работавших там украинских судей только 52 судьи покинули Крым. Большая часть остальных не испытали никакого дискомфорта, с легкостью вписавшись в выкованную по худшим советским образцам систему «правосудия» государства-оккупанта. Ну а то, что им при этом позволили сохранить всеми мыслимыми неправдами нажитое за годы работы в независимой Украине, стало красноречивым сигналом их коллегам в неоккупированной части страны. — Поглощение Россией является для них несравнимо меньшим злом, чем ориентирующаяся на европейские ценности Украина. Ну а самым непонятливым это переводчики Портнов и Медведчук перевели.
Несмотря на отмеченную даже в беззубом комментарии Офиса президента абсурдность вынесенного решения, главный антигероем в восприятии большинства комментаторов остается Виктор Медведчук. А адвокат Кипиани Вячеслав Якубенко то ли в шутку, то ли всерьез даже было заступился за Марину Заставенко, мол, она своим абсолютно безграмотным решением якобы намеренно сделала все для успеха апелляции, которую намерено подать издательство «Vivat». Но мне кажется, совершенно наоборот, вопреки сложившемуся в Украине и заботливо поддерживаемому самим кумом Путина демоническому образу всесильного Медведчука, вся его мистическая сила, кроме российских денег и кремлевских угроз, зиждется на мало изменившейся со времен СССР судебной системе. Без нее он в Украине ничто. Именно она служит ему привычной с первых шагов питательной средой, именно ее преемственность с СССР, именно ее прикрытая дерюжкой принципа независимости вседозволенность и безнаказанность, а не все Портновы и Медведчуки разом, представляет сегодня наибольшую угрозу для Украины.
Когда суды не обеспечивают правосудие, они не ветвь власти, а паразит, омела, высасывающая жизнь из страны. Наследники тех, кто выносил приговоры Стусу, Литвину, Марчуку, сегодня готовятся вынести приговор Украине. Память о прошлом помогает нам поддержать в хиреющем день ото дня государстве жизнь, но лишь самое радикальное реформирование судов может стать долгожданной вакциной от Медведчуков для Украины.