Прошедшие майские праздники навеяли воспоминание о прошлом. Вспомнилось, как я отмечал эти даты при «советской» власти. Как куратор курса, я был обязан явиться на демонстрацию сам и обеспечить явку своих студентов. Студенты же стремились пораньше разъехаться по домам и их приходилось уговаривать и мягким, и строгим тоном, хотя в душе я их, конечно, вполне понимал. Мало кто безропотно соглашался нести плакаты, портреты «верных ленинцев» и знамена, так как их давали под расписку, следовательно, было невозможно, отметившись у руководителя курса, незаметно исчезнуть где-нибудь по пути к главной площади. На факультете собирали в одно помещение все печатные машинки и дверь опечатывали — чтобы «антисоветчики» и «буржуазные националисты» не напечатали тайно антисоветскую прокламацию. За пустым факультетом должны были надзирать и днем и ночью дежурные преподаватели, сменяя друг друга. Одну свою «дежурную» ночь я запомнил особенно: страшно хотелось спать, и, плюнув на все, я устроился подремать прямо на столе, за которым обычно сидела секретарша декана. На следующее утро я покинул здание университета с совершенно разбитым телом и обострившимися «антисоветскими мыслями».
Самым приятным в те далекие праздничные дни было, конечно же, коллективное застолье (часто в интересной компании), а также выход на природу (или в городской парк). Идеологию в эти идеологические праздники многие граждане СССР почти не вспоминали — просто отдыхали; и не только телом, но и душой, ведь душе иногда требуется праздничная атмосфера.
Наблюдая, с каким настроением жители многих городов и поселков Украины несколько дней назад отмечали 9 Мая (День Победы), можно сделать вывод, что этот праздник еще долго будет особенной датой в сознании многих наших граждан (кроме, возможно, жителей нескольких западных областей). Очень многим украинцам хочется чувствовать себя нацией победителей, а не народом, который никогда не побеждал ни в одной значительной войне. Поэтому Украинскому государству и обществу, вероятно, следовало бы перехватить инициативу у России, проявить фантазию и изобретательность и сделать этот праздник украинским по содержанию.
Однако для этого необходимо признать, что поражение германского национал-социализма значительно приблизило достижение Украиной независимости, и уже хотя бы поэтому было полезно для украинского народа. Гитлер не благоволил к Украине — в отличие, скажем, от Хорватии или Словакии, которые он сделал независимыми. Он решительно отверг план Розенберга, предполагавший создание Украинского государства. Более того, Украина была расчленена на несколько административно не связанных между собой частей. Даже в качестве бесправной колонии нацисты не хотели видеть Украину объединенной административно. Подобного не мог позволить себе даже Сталин. Нацистская Германия опасалась украинского национализма и патриотизма и жестоко преследовала националистов — «самостийников».
Внимательно проанализировав политику Гитлера в отношении Украины, можно с большой точностью предсказать его действия в случае победы во Второй мировой войне. Эти перспективы были зафиксированы и в некоторых официальных документах, разработанных властями Третьего рейха. Переселение немецких колонистов на плодородные украинские земли, полная германизация наиболее образованной части населения, превращение значительной части трудоспособного населения в дешевую малоквалифицированную рабочую силу для Германии, насильственное переселение на другие завоеванные территории с плохим климатом и даже частичное уничтожение лишнего и «бесполезного» украинского населения — такая судьба грозила украинцам. Следует также отметить, что, сочетая частную собственность с государственным регулированием, германский национал-социализм был намного успешнее и прочнее в экономическом отношении, чем «казарменный социализм» в исполнении КПСС, обреченный на конечное поражение уже в силу своего неизлечимого дефекта — экономически несостоятельной системы. Кроме этого, немецкий народ — в то время носитель национал-социалистической идеи — был более организован и дисциплинирован, он обладал технологическими знаниями гораздо более высокого уровня, чем русский народ, бывший главной опорой режима КПСС и советского государства. Нацистская Германия в случае победы в мировой войне не развалилась бы так быстро, как Советский Союз, фактический победитель. Третий рейх просуществовал бы если и не тысячу лет, как рассчитывали его ведущие идеологи, то, по крайней мере, такой срок, которого вполне оказалось бы достаточно для того, чтобы навсегда лишить украинцев способности к созданию собственного государства. Поэтому отмечать День Победы украинский народ имеет все основания. Нужно лишь превратить его из «советско-российского» в национальный праздник Украины. День Победы должен стать также и Днем памяти и Днем примирения.
Майские праздники прошли. Впереди главный праздник украинцев — День Независимости. Как он будет отмечаться в нашей стране? По опыту предыдущих лет это можно предсказать заранее. Задолго до праздника «наши» — лишь по форме — и чужие по содержанию СМИ Украины начнут распространять данные каких-то опросов населения, свидетельствующие, что для большинства украинцев — это вовсе и не праздник, а «незалежність» им совсем не нужна. Некоторые украинские СМИ сделают вид, что никакого Дня Независимости вообще не существует, как нет и никакой независимой Украины. В России накануне провернут очередную «дежурную» провокацию — вроде приравнивания украинских патриотов к нацистам, а Тараса Шевченко, Михаила Грушевского или Симона Петлюру — к Гитлеру. Чиновники в восточных и южных областях Украины незаметно проведут «возложение цветов» днем раньше, а в День Независимости куда-нибудь исчезнут из города, чтобы через пару дней грандиозно отпраздновать День города или иную славную дату регионального значения. Президент произнесет стандартно-патриотическую бесцветную речь и тоже возложит цветы. Главным развлекательным мероприятием будет традиционный концерт народных коллективов на Майдане на сцене, перед которой соберется — в лучшем случае — пара сотен зрителей. На большее у властей и богатых сограждан не найдется ни фантазии, ни денег, ни желания — старые советские праздники им намного милей. Политические партии проведут какие-то свои обособленные мероприятия, целью которых является доказать, что никакого единого украинского народа не существует, а проживают в нашей стране совершенно разные народы: народ «Партии регионов», народ «Батьківщини», народ «Свободы», народ КПУ, народ «УДАРа»... И только многие простые украинцы — те, кто практически не получил от независимости никаких материальных выгод, — без громких и красивых слов отметят за небогатым праздничным столом эту дату просто, но искренне.
Тем не менее, в таком праздновании, вопреки всем недоброжелателям независимой Украины, праздновании без «всенародного и единодушного» ликования, есть одно важное достоинство.
По крайней мере, никого не будут принуждать куда-то явиться в обязательном порядке, что-то нести и что-то кричать, а это уже большой прогресс по сравнению с советским прошлым и некоторыми нынешними мероприятиями. Ведь если заставить, ну скажем, Дмитрия Табачника принять активное участие в организации празднования Дня Независимости, то отдуваться придется все тем же учителям, а может быть, и школьникам. И вообще в таком случае уже через пару лет в подведомственном Д.Табачнику министерстве все станет так, как в «добрые старые» времена: в праздничные дни дежурные преподаватели будут спать на столах в деканатах, все пишущие машинки, то бишь компьютеры, соберут в одном помещении и дверь опечатают (чтобы никто из «украинских буржуазных националистов» не написал прокламацию против нынешней власти), а лозунги и портреты лидеров государства будут выдавать под расписку. Школьники, под строгими взглядами своих учителей, в День Независимости будут идти стройными рядами с сине-желтыми флажками в руках мимо трибуны и по команде кричать недружным хором: «Слава! Слава!». А сверху на них будет взирать и величественно помахивать рукой очередной «великий руководитель» (президент, глава областной администрации, городской голова и т. д.).
Нет! Уж лучше обойтись самым скромным празднованием Дня Независимости. Ведь на что-нибудь иное наши чиновники и их финансовые спонсоры, к сожалению, не способны. По крайней мере, не способны пока что...