Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воюет не только армия

О "Дюнкерк" Кристофера Нолана
23 июля, 2017 - 13:26

Вижу по сообщениям, едва не половина друзей успели посмотреть. Фильм гениально сделан. Каждый кадр, каждая сюжетная линия не просто так, а с подтекстом. Ни разу о взаимопонимании и примирении. Достаточно сказать, что главные герои решаются называть свои войска "нашими"(!). Знатокам достаточно и этого. Так еще и "другая точка зрения" представлена ​​только пулями, торпедами, бомбами, горящими самолетами и расфокусированными контурами в конце фильма. Короче, полная дегуманизация врага и сплошной "язык вражды".

Это история - как из абсолютного поражения может родиться абсолютная победа. Сильная тем, что осталось за кадром - выигранной Королевскими ВВС Великобритании воздушной войной, высадкой союзников в Нормандии, безусловной капитуляцией нацистской Германии. И Нолану удалось показать, что зерна этих будущих побед были посеяны именно здесь - во время эвакуации английских войск из Дюнкерка. Каждый зритель понимает, чем там дело закончилось, когда смотрит на беспомощные метания главных героев-англичан, которые после разгрома немцами никак не могут вырваться из французского побережья в 1940 году.

Главная идея фильма: воюет не только армия - воюет народ. Армия может потерпеть поражение, но это не имеет значения, если народ готов сражаться до победы.

Немецкие танки прошли всю Европу. На французском побережье собралось 400000 английских, французских и бельгийских бойцов, 300000 из которых - это практически вся английская армия, которая была на тот момент. А английское командование может эвакуировать в Англию только 30000. Вот здесь бы затянуть о "генералы сливают", "почему командование все не предусмотрело", "ребята погибают", "котел" и т.д. И во времена "Апокалипсиса сегодня" голливудские "леваки" так бы и сняли. А сейчас Кристофер Нолан делает фактически оду волонтерскому движению – снимает, как англичане на рыбачьих лодках и прогулочных яхтах спасают собственную армию. Они не могли вернуться домой, и тогда дом пришел за ними.

Этот пафос фильма мог бы и удивить ... если бы за несколько последних лет он не стал уже брендом в Голливуде.

Первым в этой тональности я бы назвала "Ярость" (Fury) с Брэдом Питтом, вышедший в 2014. Фильм о том, что наши бойцы могут быть грубыми, малоприятными типами, жестокими и ужасными. Но пока они стоят между нами и врагами, до тех пор их храбрость и ярость отделяет нас от смерти и ада. И это делает их героями. И только это последнее имеет значение в конечном итоге.

Далее невероятно выбился из общей линии саги эпизод "Звездные войны: пробуждение силы". Всех разбили; зло сильно как никогда; все погибли ради только намека на шанс что-то там сделать в будущем. Даже для "Звездных войн" - перебор с героическими смертями. Фильм об абсолютном самопожертвовании и самоотречении.

А дальше покатилось: чуть ли не в каждом блокбастере что-то на тему "обезьяны вместе сила". Одинокие супермены вышли из моды. Теперь суперсуществ собирают группами и принуждают к сотрудничеству. Каждый должен приложить усилия к общей победе, участие каждого важно. Сидеть и ждать, пока одинокий Бэтмен спасет весь город, больше не актуально. Вот такой общий тренд определяет массовую культуру.

Очевидно, такие изменения в характере актуального искусства не происходят случайно. И те, кто делают кино здесь, оказываются на полшага впереди общества, потому что их специальность - чувствовать тенденции и настроения толпы раньше, чем сами люди осознают собственные чувства. Можно предположить, что таким образом западное общество готовится к преодолению глобальных угроз. Ведь одинокий герой в качестве эталона масскульта подходит для стабильных времен. Во времена растущих угроз выживают большие группы умеющих сотрудничать. А значит, героем культуры становятся организованные группы.

Но это все теория. Практический вывод из этого движения современного искусства в том, что наши ребята из шоу-бизнеса с их "искусство вне политики" глубоко маргинальны и отсталы на фоне этого глобального процесса. Так что не будьте как эти ребята, потому что это совсем не актуально.

P.S. Неожиданный бонус: с середины фильма начали отличать "Спитфайр" от "Мессершмитта" по звуку двигателя.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ