В этом году День памяти Героев Небесной Сотни пришелся на воскресенье. Посвященные ему мероприятия в Виннице (как и большинстве городов) прошли как-то привычно: пришли к памятнику на площади Небесной Сотни, возложили цветы, отдали честь. Полчаса от силы. Мне было мало. Хотелось созвучности, сопричастности, наплакаться и выплакаться… Собственно, так и случилось, правда, наедине, перед экраном телевизора, когда смотрела драматический сериал «Мама», запущенный на телеканале СТБ («День» недавно напоминал о нем https://day.kyiv) .ru/ru/article/media/algorytm-materynskoyi-lyubovi). Убеждена, что со мной в разных уголках страны его смотрели многие мамы, многие украинцы, которым война причиняет боль. В это тяжелое время, когда в голове постоянно крутится мысль «а что будет завтра», он воспринимался особенно тяжело, больно, порой до слез. Но только осмыслив и приняв, мы сумеем сохранить и не забыть память об этом времени, нашей армии защитников.Это история о враче из Житомира Нине Петровне, которая отпустила сына на войну добровольцем, а когда ее Виталик – ее Ветер – попал в плен, поехала его искать. Две части сериала – это две поездки на оккупированную территорию. Можно упрекнуть за преувеличение образов боевиков, среди которых были изверги, за жителей оккупированных территориях, которые боялись телефонного звонка из Украины и все измеряли деньгами. Но все это стирает невероятно душевная игра Олеси Жураковской. По-моему, это ее первая роль, которая в полной мере раскрывает актерское мастерство и одновременно демонстрирует человеческие качества. Чувствуется, что актриса к ней готовилась долго, прежде всего морально, потому что образ целостный, правдивый, без фальши.
«Мама своего ребенка никому так просто не отдаст» – эта фраза звучала лейтмотивом к фильму, каждый раз повышала градус эмоций. Каждая последующая сцена усиливала предыдущую, а игра крупных планов не позволяла отвести глаз, чтобы не упустить возможный момент. Не могу сказать, что сюжет особенный, наоборот, за 8 лет войны хорошо знакомый: мать едет спасать, своего ребенка из плена, но завязка настолько переплетается сюжетными моментами из реальных событий, что это далеко не кино – это правда жизни. Усиливали эту истину детали. Ох, как мастерски они были прописаны и представлены. Когда главная героиня спускается в морг на опознание своего сына и, даже не приблизившись к телу, говорит, что это не он, ее сын жив. Когда она просит коменданта вымышленного Славяносербска Саныча (его роль сыграл Михаил Кришталь) остановиться в поле, выходит и просто кричит диким ревом – от отчаяния, боли, беспомощности. Когда она идет по заминированному лесу и чуть не наступает на мину, не вскрикивает, не плачет, не боится, а говорит: «Сыночка, если я тебя не найду, значит, меня уже нет на этом свете».
«Шальная баба», – то и дело называет Нину Петровну перевозчик, житель линии разграничения Бодя (которого сыграл Константин Корецкий). Его роль в этом фильме уверенная и харизматичная, как и бывшей жены Люси (Тамара Антропова). В течение фильма их герои трансформируются. В начале единственная цель - подзаработать денег на матери, которая ищет сына, чтобы помочь дочери с учебой в Миргороде, а в завершении – подвергать себя опасности ради спасения чужого ребенка. В последней серии они оставили на оккупированной территории все, что имели, все, что нажили за жизнь: дом, генделик, автомобиль. Маленькая сумочка с документами - это все, что они прихватили с собой. И когда на вокзале Бодя с Люськой едят пирожки, он говорит: «Люся, ты не переживай, ну что мы хорошего сделали за жизнь? Единственное, чем мы можем гордиться, – это наша дочь». Эта фраза тонко подводит к главной теме фильма, понятной любому, причем по обе линии разграничения. Нет на свете ничего ценнее детей! Нет на свете ничего сильнее родительской любви!
Ее усиливают две отдельные сюжетные линии. Когда Нина Петровна вывозит с оккупированной территории сына убитого коменданта Саныча – Олежку, который пытается адаптироваться на мирной территории, но боится даже стука, когда отбивают мясо на отбивные. И вторая – тонкая и щемящая – когда оперировать сына Нины Петровны приходит местный врач-анестезиолог на пенсии, которого сыграла Ада Роговцева. Ее слова об убитом в Афганистане сыне на никому не нужной войне синхронно звучали под мои слезы. А когда на прощание она сказала: сделайте все возможное, чтобы эту нынешнюю войну не забыли, – просто разорвало. Сильное послание от авторов фильма настоящим и будущим поколениям.
И только тот факт, что создатели «Мамы» сумели взяться за тему войны, которая причиняет боль всей стране, заслуживает уважения. Благодарности заслуживает то, что они через драматическую историю Нины Петровны изобразили еще три линии: жизнь жителей оккупированных территорий, которые вынуждены стать переселенцами; трагичность ребенка войны – мальчика, остававшегося без родителей в 9 лет с кучей страшных воспоминаний; боль пожилой женщины, которая из-за чужих ошибок вынуждена доживать жизнь в одиночестве. Из-за сюжета, линий, деталей, крупных планов, песен и зеленого борща из крапивы я не могу назвать «Маму» простым обычным сериалом. Для меня это не игровое кино, а реальная документальная история нынешней Украины. Такой фильм стоит просмотра, но не просто так – фоном, за основной работой, а внимательно, потому что он – ВСЕМ МАМАМ УКРАИНСКИХ ЗАЩИТНИКОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ. Спасибо матерям!!!
Олеся ШУТКЕВИЧ, «День»