Знаю, недолюблённые проекты дают тусклые результаты, но если встречаешь, улавливаешь с первой минуты харизматичность фактов, я бы сказала, с душой нараспашку, то понимаешь — тут страсть исследователя, дотошного следопыта, архивного сыщика, терпеливо ждущего встречи с особыми ценностями. Вот и кубатура пространства недавно созданного паном Алексеем Лях-Породько, доцентом Национального университета физического воспитания и спорта Украины онлайн журнала «Спортивний родовід» подтвердила очевидное — все зависит от взгляда, концентрации творческого интеллекта, магичности исторических изгибов ушедшей эпохи и еще недавней истории, и огромное желание сохранить, не дать ускользнуть — ведь известно — время — вор особенным, а подчас, скромным в свое время фактом, однако сыгравшим важную роль в становлении самосознания в спортивном движении: фото, маленьким текстовкам или, наоборот, на коне какого-нибудь оглушительного успеха, заметить тихий факт. Пресса обычно не экономит на громком событии, но всегда где-то запрячется редкое фото, воспоминание и могут дремать они годами, пока не появится страстный энтузиаст, в данном случае, преподаватель истории спорта пан Алексей. Слушая его отметила — чаше всего звучало слово — впервые. И это впервые, а вот еще это и то. По сути, встреча наша не планировалась, но еще весной, меня попросили найти подшивку газеты «Стадион», которую и редактировал и, по сути, создал, продумав все до мелочей, человек особо масштабный Игорь Заседа. Так как ни в одной библиотеке газету автор проекта не нашел. Поскольку у меня в доме, вернее, в нашем доме — своеобразный музей мужа, нет, не какой-то мраморный постамент, или дом-каталог в виде тщательно подобранных дорогостоящих вещей, а скорее, перформанс из любимых, собранных Игорем мелочей, значимых для него: особых эксклюзивных плакатов, привезенных с 14-и Олимпийских игр (в Мельбурне Игорь стал призером Олимпийских игр, на остальных участвовал в качестве аккредитованного корреспондента), значков тоже не серийных, а отмеченных историей, чудесных фотографий, призов, его теннисных ракеток, рюкзачка с плавательными принадлежностями (а плавал он до самого конца, конечно, пока силы совсем не покинули), книг и статей, написанных с неизменной страстью — все это синергия не разных видов деятельности, все это рассказ о человеке таком многоплановом, что сказать о нем только как о спортсмене — упростить до невозможности, только журналисте -тоже неполно, он и аквалангист, опускавшийся в глубины Тихого и Атлантического океанов, не говоря уже о Чёрном море, альпинист покоривший вершины Памира, и автор первого интервью из Чернобыльской зоны, которое уже в первые дни мая 1986 года разлетелось по миру тоже за подписью Игоря. Это все вкратце, а спорт он знал и любил, так что тот также отвечал ему искренней взаимностью.
Газеты, конечно, я передала и тут же фейсбук обрадовал меня презентом от Алексея — молодым фото Игоря, которого у нас не было. При встрече с автором журнала, поняла, что тот отметил энтузиазм, с которым в свое время сознался «Стадион», подчеркнув, что многие статьи его поразили смелостью, даже отважностью, на то время в середине 90-х не все готовы были идти на такую критику спортивных авторитетов, а Игорь всегда был бесстрашным. Меня приятно вдохновил объёмный, не дежурный я бы сказала, не протокольный подход пана Алексея к подбору материалов, потому и решила немного рассказать о идее проекта, который вынашивался моим собеседником годами, а он уже десять лет научно исследует историю украинского теловоспитания, спорта и олимпийского движения, создал свой спортивный архив рукописей, собирает спортивную атрибутику, да все, что связано с темой. «Это собственный проект, я пишу авторские статьи, ищу информацию в архивах, библиотеках, старых газетах, журналах, фондах. О журнале коротко скажу — это тот онлайн ресурс где живет твоя, моя, их, каждого история»,— подчеркнул собеседник.
Чтобы не перескакивать, сохранить индивидуальность автора предложила ему короткий блиц.
— Самое острое удовольствие при поиске — это рыться в архивах в любое время — ночью, вечером, в перерывах между основной работой, любыми семейными обязанностями, а у нас двое детей значит, забот хватает. Трепет первооткрывателя нисчем не сравнить, думаю — в эти моменты я счастлив, надеюсь, не станете искать тут пафос, его нет.
— Миссия журнала это сохранения истории теловоспитания, спортивного и олимпийского движения как национальной памяти Украины. Основными рубриками журнала стали Украина, диаспора, мир. Меня интересуют уникальные статьи на основе первоисточников и неизвестных фактов, события, личности, о которых мы часто рассказываем впервые. Особые вехи в истории украинского и мирового спорта, редкие моменты из этой жизненной спортивной пьесы, которой я хочу служить.
— Харизматичность факта это история, например, спортивной мечты Карпатской Украины, спортсмены которой в 1939 году стремились принять участие в Олимпийских играх в Токио в 1940 году. Для этого было инициировано создание Национального комитета. К сожалению, мечта не осуществилась, ведь судьба Карпатской Украины была трагичной, а Олимпийские игры не состоялись ни в Токио, ни в Хельсинки. Или еще пример: известный всем киевский «матч смерти» имеет свое продолжение и предшествующие примеры героической спортивной борьбы украинцев в годы оккупации. Известно, что в 1918 году в Харькове и Полтаве состоялись несколько футбольных матчей местных команд с немецкими вояками, которые находились в то время в Украине. Во всех этих встречах побеждали украинцы! Рядом с киевским «матчем смерти» стоит вспомнить и о другом футбольном матче в Тернополе. История Олимпийского движения была привлекательна не только для спортсменов, но и для политических, гражданских, державных институций украинской громады в эмиграции. Собраны очень интересные факты того, как украинство активно отстаивало идею самостоятельного участия украинских спортсменов в Олимпийских играх.
Онлайн журнал каждый день увеличивает количество новых подписчиков, это интересно, не нудно, правильно, а изобретательно, увлекательно.
— Думаю, — сказала в конце нашей беседы, — если бы Игорь Заседа был жив (а в этом году уже 14 лет, как его нет с нами), он пригласил бы вас, пан Алексей, в свой кабинет, чтобы поговорить о спорте, о человеке в нем, о жажде побеждать. Страстные ведь под фанеру не живут, и вы точно это понимаете.
Вот так, без всякого пафоса.