Как по мне, иногда цитата, временами пространная, временами — короткая, может значить для восприятия читательским кругом действующей ситуации больше, чем утонченные экзерсисы модных экспертов. Причем автор цитируемого текста вовсе не обязательно должен быть доброжелательно настроен к твоей стране, твоему народу, даже — прямо или опосредствовано — к тебе самому. Сегодня я хочу процитировать трех известных (понятное дело, по-разному) авторов, которые вели речь об Украине, причем их высказывания вмещаются в почти столетний интервал. Но время течет, а инварианты украинской истории остаются.
Лев Троцкий, фрагмент «»Инструкции агитаторам-коммунистам на Украине», то есть речи, произнесенной в Москве в декабре 1919 года. Кое-кто сомневается в подлинности этого текста, однако зря: он вписывается в контекст других тогдашних высказываний Троцкого по украинскому вопросу.
«То, о чем мы здесь — в России говорим совершенно открыто, в Украине можно шептать лишь на ушко, а то лучше и совсем не говорить. Уменье молчать есть тоже одна из фигур красноречия. Вы, товарищи, отправляетесь на Украину. Помните же, что нет труднее работы агитаторской, как на Украине. В третий раз мы посылаем сильные кадры труда, и каждый раз все с новой тактикой и с новыми приемами. Первым кадрам в 1917 году было очень легко. От них требовалось подорвать доверие украинских крестьян к Центральной Раде и Генеральному Секретариату. В то время украинский народ не мог себе представить политической жизни своей отдельно от России, а потому одно указание агитатора на то, что украинцы отрывают Украину от русских, с которыми рядом в окопах лежали, из одного котла ели, решало вопрос в вашу сторону: а намек на то, что Центральная Рада буржуазная, а Генеральный Секретариат состоит только лишь из генералов, окончательно отшибал у украинского крестьянства всякую охоту поддерживать свое правительство...
Ни для кого не секрет, что не Деникин придумал нас оставить пределы Украины, а грандиозное восстание, которое подняло против нас украинское сытое крестьянство. Коммуну, чрезвычайку, продовольственные отряды, комиссаров-евреев возненавидел украинский крестьянин до глубины своей души. В нем проснулся спавший сотни лет вольный дух запорожского казачества и гайдамаков. Это страшный дух, который кипит, бурлит, как сам грозный Днепр на своих порогах и заставляет украинцев творить чудеса храбрости. Это тот самый дух вольности, который давал украинцам нечеловеческую силу в течение сотни лет воевать против своих угнетателей: поляков, русских, татар и турок и одерживать над ними блестящие победы. Только безграничная доверчивость и уступчивость, а также отсутствие сознания необходимости постоянной, крепкой спайки всех членов государства не только на время войны — каждый раз губили все завоевания украинцев. Потому они рано утеряли свою «самостійность» и живут то под Литвой, то под Польшей, то под Австрией и Россией, составляя собой очень ценную часть этих держав. Эти бытовые особенности характера украинцев необходимо помнить каждому агитатору и его успех будет обеспечен. Помните также, что так или иначе, а нам необходимо возвратить Украину России. Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли Черного моря Россия существовать не может: она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с Вами».
Второй фрагмент — из размышлений над причинами поражения Освободительного движения Евгения Маланюка, сотника Действующей армии УНР, политического эмигранта, поэта, культуролога, историософа. Декабрь 1955 года.
«Були величезні склади зброї. Був багатий людський матеріал. Була територія. Але ми програли Визвольну війну. Ми її майже не «грали» — ми не хотіли воювати.
Бог нам дав єдину на землі країну: немає на світі такого підсоння, таких краєвидів, такої щедрости ґpyнтy, такого здоров’я роси.
Нема на світі України,
Немає другого Дніпра!
Але ми не захистили цієї країни, бо ми її майже не захищали. Не можна жити «на дурничку». Не можна довго існувати «в кредит». Не можна існувати іcтoрично, тобто посідати Землю, не виконуючи обов’язків, що їх та земля покладає на насельників її. Обов’язків всіх: географічних, іcтopичних, геополітичних, геокультурних і навіть іcтoріософічних. Але ми їх не виконали, бо не виконували. Грушевський залишив біля десяти томів біблій, де оспівував улюблені маси і пропагував ненависть до власної влади.
Драгоманов підвів під те все «ідеологію», а Винниченко скеровував енергію еліти на статеві проблеми. Навіть ранній Петлюра був проти власного Війська. Але ніхто з того покоління не розповів «масам», що таке Москва. Ані Польща, ані Туреччина, ані «Схід» і «Захід» — за винятком єдиного Донцова.
Ми програли Визвольну війну. Підкреслюю — ми, хорунжі й поручники 1918 — 1919 років. Бо ми мусили «пазурями й зубами» робити те все, що війна вимагала.
Але ми, бачачи, хто були ті міністри й ідеологи, відчуваючи трупний сморід драгоманівщини, ми — з морального ледарства нашого — ми воліли в них вдивлятися, як у справжніх людей і виконувати їх, отруєні рабством, накази...
Винна — вся генерація, і винні в ній, саме, найліпші.
Чому про це згадуємо? Нащо це самобичування? Для тoгo, що без усвідомлення всього цьoгo — немає майбутнього».
И третий фрагмент — из одной из заметок в «Фейсбуке», принадлежит Александру Дугину, нынешнему идеологу российского империализма, одному из вдохновителей войны с Украиной и оккупации Крыма, персонажу, приближенному к тем лицам в Кремле, которые принимают решения. Март 2019 года.
«Эти выборы на Украине мне определенно нравятся. Порошенко точно не побеждает, а он унылая свинья и самое худшее, потому что статус кво. А кто придет на его место — бабушка с косой или юморист — почти все равно. Сейчас время комиков, особенно несмешных, поэтому Украина довольно современна в этом смысле. Однако в том состоянии, в каком эта страна находится, явно не до смеха.
Тут-то и вскрывается загадка украинской души — все думали, что все всерьез про Майдан, хероям слава, сгiнувшую сотню, маскаляку на гиляку, а это был такой особый хохляцкий КВН — кровавый и тупой, но все же КВН. Поэтому они и скакали. ?Вот тут-то несуществующий «хитрый план»... и может вполне сработать, потому что страна окончательно выедет за рамки вменяемости во всех смыслах. И стоит сохранить хотя бы щепотку рассудка, и все опять повернется в нашу сторону».
Комментарии ко всему этому, как по мне, не нужны. И обижаться на те или иные слова в цитируемых фрагментах не стоит. Лучше сделать выводы.