Нечасто в советской истории руководители государства публично очерчивали настоящие цели, ценности и планы Кремля, не прикрытые дымками идеологического притворства. Нечасто из высших трибун звучали слова, которые характеризовали реальный большевизм глубже и правдивее критических анализов интеллектуалов-диссидентов. И вместе с тем правдивые заявления-саморазоблачения обязательно должны были соседствовать с откровенной ложью, которая с течением исторических событий также становилась самим разоблачением большевистской политики. Потому что тайные планы Кремля становились фактами, которые невозможно отрицать. А задействованные большевиками алгоритмы агрессии вошли в плоть и кровь официальной Москвы, продолжив свое существование и в наши дни, когда сами большевики вроде бы исчезли из политической арены. Доклад председателя Совнаркома СССР и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова (alter ego Сталина), своеобразный юбилей которого исполнился недавно и почему-то не замечен в Украине, был произнесен 31.10.39 г. на внеочередной сессии Верховного Совета СССР и принадлежат к только что названным уникальным феноменам. Впрочем, судите сами.
Прежде всего, Молотов назвал дружбу большевизма и нацизма нормой, а ее отсутствие — ненормальной ситуацией: «Со времени заключения 23 августа советско-германского договора о ненападении был положен конец ненормальным отношениям, существовавшим в течение ряда лет между Советским Союзом и Германией. На смену вражды, всячески подогревавшейся со стороны некоторых европейских держав, пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией. Дальнейшее улучшение этих новых, хороших отношений нашло свое выражение в германо-советском договоре о дружбе и границе между СССР и Германией, подписанном 28 сентября в Москве. Происшедший крутой поворот в отношениях между Советским Союзом и Германией, между двумя самыми крупными государствами Европы, не мог не сказаться на всем международном положении». А Польское государство, против которого совместно воевали Вермахт и Красная армия, Молотов назвал «уродливым детищем Версальского договора». Кстати, в понимании поляков как «унтерменшей» большевики в те годы сошлись с нацистами, достаточно вспомнить советский художественный фильм 1939 года «Минин и Пожарский», закупленный ведомством Геббельса для усиления антипольских настроений.
А еще глава правительства СССР назвал нацистскую Германию «миролюбивым государством». Он заявил: «За последние несколько месяцев такие понятия, как «агрессия», «агрессор» получили новое конкретное содержание, приобрели новый смысл... Теперь, если говорить о великих державах Европы, Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения мира». Получается, что как только Германия заграбастала исконные польские земли, благодаря этому она превратилась из агрессивной в миролюбивую (ничего не вам не напоминает из событий последних лет, уважаемые читатели?). Миролюбие Третьего Рейха Молотов отметил в докладе еще не раз и сделал знаменательный вывод: «В последнее время правящие круги Англии и Франции пытаются изобразить себя в качестве борцов за демократические права народов против гитлеризма, причем английское правительство объявило, что будто бы для него целью войны против Германии является, не больше и не меньше, как «уничтожение гитлеризма»... Но такого рода война не имеет для себя никакого оправдания. Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма» прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию»». Нужны ли комментарии?
Значительная часть доклада Молотова посвящена «новым отношениям» СССР с государствами Балтии — Литвой, Латвией, Эстонией. Оказывается, благом для этих государств стали подписанные с ними Москвой пакты о взаимопомощи, которые имели следствием создание на территориях этих государств советских военно-морских и военно-воздушных баз и введения туда мобильных соединений Красной армии. Так как Союз ССР — надежный гарант мира и безопасности этих государств, а в их внутренние дела он не собирается вмешиваться: «Мы стоим за честное и пунктуальное проведение в жизнь заключенных пактов на условиях полной взаимности и заявляем, что болтовня о советизации прибалтийских стран выгодна только нашим общим врагам и всяким антисоветским провокаторам». Стоит обратить внимание на словцо «честно». Через 9 месяцев вдруг оказалось, что правительства прибалтов поступили нечестно, следовательно, пришлось-таки советизировать эти государства и присоединить их к СССР. Сами виноваты! А то, что они по тайным протоколам как составляющих Пакта Молотова-Риббентропа уже были безоговорочно отданы под омофор Москвы, понятное дело, вслух не говорилось — так же, как и о передаче под этот омофор Финляндии.
В докладе Молотов не мог скрыть раздражения: пакостные финны не желали идти на уступки и капитулировать так же безоговорочно, как и прибалты. Поэтому война с Финляндией в Кремле считалась неминуемой. Только два факта: за неделю до выступления Молотова были тайно сформированы Ладожская военная флотилия 106-я стрелковая дивизия — из финского и карельского населения. А между тем Вячеслав Михайлович разглагольствовал: «Едва ли есть основания останавливаться на тех небылицах, которые распространяются зарубежной прессой о предложениях Советского Союза в переговорах с Финляндией. Одни утверждают, что СССР «требует» себе г. Випури (Выборг) и северную часть Ладожского озера. Скажем от себя, что это — чистый вымысел и ложь. Другие утверждают, что СССР «требует» передачи эму Аландских островов. Это — такой же вымысел и ложь. На самом деле наши предложения в переговорах с Финляндией являются максимально скромными и ограничиваются тем минимумом, без которого невозможно обеспечить безопасность СССР и наладить дружеские отношения с Финляндией». Оцените меру цинизма: «дружеские отношения» с соседним государством возможны лишь тогда, когда оно капитулирует, согласившись на «предложении» Кремля. Изменилось ли что-то в московской политике с тех пор? А «максимальная скромность» этих «предложений» заключалась в том, что Финляндия должна была передать СССР передовые позиции Линии Маннергейма и разоружить все другие укрепления на Карельском перешейке. И это после того, как все увидели, что случилось с чехами после того, как они согласились отдать укрепленную линию в Судетах в обмен на «гарантии безопасности» со стороны национал-социалистической Германии.
И еще одно: Выборг и северная часть Ладоги были аннексированы СССР после Зимней войны 1939-40 гг. с Финляндией, Аландские же острова Кремль стремился забрать в 1940-ом. Поэтому имеет смысл прислушаться к отрицаниям, которые Москва адресует то ли анонимным «зарубежным газетчикам», то ли «иностранным клеветникам»: те отрицания раскрывают реальные кремлевские планы; и чем больше говорится о «миролюбии», тем более агрессивной на деле является политика то ли Сталина, то ли Путина — ничего в этом с тех времен существенно не изменилось.
И еще один важный момент речи. Молотов выдвинул требование к Великобритании и Франции отменить морскую блокаду Германии, а США — прекратить продажу оружия демократиям, которые воевали с нацизмом: «Мы рассчитываем, что нейтральные страны, а также общественное мнение Англии и Франции признают правильность нашей позиции и примут меры к тому, чтобы война между армиями воюющих стран не была превращена в войну против детей, женщин, стариков, больных». Потому что «запретить ввоз предметов массового потребления — значит обречь детей, женщин, стариков, больных на бедствия и голодную смерть». А к тому, что никак нельзя запретить ввозить Германии, Молотов отнес, в частности, «продукты питания, топливо для мирного населения и предметы одежды». Интересно, как отличить топливо и продукты для мирного населения (значительная часть которого, кстати, работала по призыву фюрера на военных заводах) от топлива и продуктов для армии? Но какой гуманизм, какое беспокойство о гражданском населении! Путину было у кого учиться своим демагогическим упражнениям, которые прикрывают агрессивные действия.
Ну, а решение США о снятии эмбарго на продажу оружия демократическим государствам, оказывается, «будет иметь своим результатом не ослабление войны и не приближение конца войны, а наоборот — усиление, обострение и затяжку войны». То есть, США своими поставками оружия Британии, Франции и их союзникам не дадут Германии легко победить своих противников. Кстати, на время выступления Молотова Третий Рейх уже планировал операции на Западном фронте и разворачивал там войска, в Кремле об этом знали и заботились о своем союзнике — не только политически поддерживая его на высшем уровне, но и поставляя его необходимыми для армии и промышленности материалами.
...Союз ССР в момент произнесения Молотовым доклада правительства Верховному Совету только что завершил один «освободительный поход» и на полную готовил другой. Немало среди депутатов, так или иначе, были причастны к этим походам. Но в зале заседаний Верховного Совета СССР звучало многоголосое: «Да здравствует сталинская политика мира!» Поистине, Джордж Оруэлл знал, о чем писал, характеризуя тоталитарную идеологию: «Мир — это война». Изменилось ли что-то в Кремле, который демонстрирует сейчас притворное миролюбие относительно Украины?
В целом, этот доклад председателя Совнаркома СССР и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова о внешней политике правительства содержит немало уроков для сегодняшнего дня. Самый первый из них заключается в том, что Кремль время от времени — когда считает свои силы мощными, а противников полными ничтожествами — позволяет себе говорить правду о своих действиях и намерениях, о целях и ценностях. Другой урок связан с тем, что следует ни на йоту не верить миролюбивым заявлениям кремлевских сирен и быть очень бдительными, когда они обещают кому-то едва не золотые горы в обмен на часть суверенитета. А когда Кремль настойчиво отрицает «инсинуации зарубежной прессы», стоит знать: скорее всего, эта пресса говорит искреннюю правду. И, наконец, старательное выполнение прихотей Кремля, капитуляция перед его натиском только раззадоривают агрессора; прибалты в 1939-40 годах сдались на милость Сталина и Молотова, но это не спасло их от оккупации и террора. Или, может, кто-то считает, что классическую породу кремлевских хищников сейчас заменили убежденные вегетарианцы?