В 2002 году немецкий политолог Александр Рар выпустил книгу «Немец в Кремле» — написанный в жанре «Малой земли» панегирик, посвященный новому «собирателю русских земель» Путину. Спустя 11 лет, когда «ясный месяц» Владимир Владимирович вышел из тумана, коллеги Рара из США написали новую книгу, назвав ее «Оперативник в Кремле», подчеркивая заглавием: не адепт Екатерины II сидит в его красных башнях.
Две книги — не просто разные тексты и выводы о персоне, которую авторитетный журнал называл «Человеком года». Они — констатация эволюции западных представлений о российском лидере. От личной дружбы, рукопожатий в G-8 и совместных планов борьбы с терроризмом, до исключения из списка вменяемых и признания врагом человечества. Такой вот милый друг большой политики. А ведь порок и раньше «не сходил с его лица».
Имя Путина уже ассоциируется с крупными трагедиями, войнами в Чечне, Грузии, Сирии, Украине, с большими жертвами и огромными деньгами на его личных счетах. До лукавого совсем недалеко. Однако сравнивать его с Гитлером — преувеличение, сказала Ангела Меркель. Тогда — с кем?
Ни одна личность не привлекала стольких профайлеров, сколько смог Владимир Путин. После замечательного вопроса «Who is Mr. Putin?» от 1999 года, кто только не ищет его Х-файлы. Человек, неожиданно появившийся из-за спин охраняемых им персон А.Собчака и Б.Ельцина — феномен карьерного роста. Но главный повод постоянного к нему внимания — уровень исходящей опасности. Был бы прибор по ее измерению, трещал бы, как счетчик Гейгера у реактора. Опасность — самый мощный стимулятор публичного внимания. По этой причине об акулах снимается гораздо больше фильмов, чем о воронах, хотя когнитивные функции пернатого санитара выше, чем у подводного хищника. Закономерность справедлива не только для фауны. Загадочная жизнь диктаторов (а она всегда покрыта скрываемыми и сочиненными тайнами) притягивает гораздо больше внимательных взглядов, чем публичное функционирование постоянно меняющихся политиков. Не случайно официальные биографы, вроде того же Александра Рара, наделяют своих героев чертами бесстрашных и решительных охотников. Безупречный пропагандист Кремля, он уже пятнадцать лет с энтузиазмом ударника труда отливает детали огромного памятника Путину. По этой бронзово-пропагандистской слизи народы мира должны были узнать о заботах и мыслях выдающегося перфекциониста, державного вождя, летающего с журавлями, метко усыпляющего уссурийских тигров, уничтожающего врагов, словом, «настоящего полковника». Но знание пришло не из книг Рара или Владимира Усольцева. Оно появилось вместе с жертвами «Норд-Оста», Беслана, подводной лодки «Курск», криминального режима Р.Кадырова, после войны в Грузии, бесчинств палача Асада, разгонов мирных митингов и демонстраций, арестов инакомыслящих... До аннексии Крыма.
Мы догадывались, на что способен Путин, президент и человек, выскребая из зачищенных закромов исторических хранилищ скудные сведения о персоне, всегда жившей за рамками публичности.
Расчет и хладнокровие видела в нем жена, теперь уже бывшая. Она окрестила его «морозильником». Судя по отзывам «русских интеллигентов», очарованных разговорами с ним «о театре» он не глуп и не откровенен. Актерская черта...
На одном из первых саммитов с Путиным Джордж Буш, которому профайлеры из ЦРУ составили портрет Путина, решил проверить собеседника лично и спросил его «Правда ли, что ваша мать оставила вам крест, который вы освятили в Иерусалиме?». Буш пишет, что вопрос застал Путина врасплох. Он стушевался, не предполагая такой осведомленности американцев об интимных фактах его биографии. Но быстро взял себя в руки и рассказал историю о пожаре на своей даче под Санкт-Петербургом, где он сберег дорогую ему реликвию. На откровенный вопрос Путин ответил отретушированной легендой, поскольку спасал от огня себя, детей, гостей, а после попытался вытащить дипломат с деньгами. Крест же уцелел чудом и, действительно, стал потом чем-то вроде личного талисмана Путина. Тогда Буш впервые сделал вывод о трудностях во взаимной искренности со своим русским коллегой.
Но самые скандальные факты биографии Путина были оглашены немецким экспертом в области секретных служб публицистом Эрихом Шмидт-Энбомом. Они взяты из показаний сотрудницы БНД по имени Lina Sch., внедрившейся в семью Путиных. Леночки, как на русский манер звала «приятельницу» Людмила Путина. В то время (1985 — 1990гг.) персона начальника дома германо-советской дружбы Адамова (прикрытие ВВП) не слишком интересовала спецслужбы. Агрессивный характер честолюбивого майора КГБ, избивавшего свою жену и изменявшего ей направо и налево, с той же «подругой Ленхен», всплыл на поверхность спустя десятилетие, когда потребовалось лучше узнать «ху из мистер Путин». Большая социально-политическая и медико-психологическая машина для изучения секретного президента России заработала только к концу его первого срока. Именно тогда в энциклопедиях мира, в том числе и самой популярной «Википедии», появился термин «путинизм». http://en.wikipedia.org/wiki/Putinism Он означал характер устройства власти в России, где 58% высших руководителей, 20% парламентариев и 34% правительственных чиновников связаны личной судьбой со спецслужбами. Где в штате ФСБ работает более 200000 человек, чуть ли не втрое больше, чем служит в украинской армии. Казалось, с такой общественной характеристикой Путину не место на сцене мировой политики. Но создатель огромного репрессивного аппарата против своего народа оказался восьмым членом демократического альянса семерых?! Что же готовит Украине и миру быстро раздражающийся, но не выходящий из себя, злопамятный и одинокий мужчина в возрасте увядания, которого возвели в почетные ранги сильные мира сего?
В феврале прошлого года на этот волнующий западный мир вопрос ответили авторы книги «M-r Putin. Operative in the Kremlin». Слово, употребленное в названии очень символично, поскольку многозначность семантики оperative (оперативник, функционер, деятель, сыщик) полностью соответствует многозначности портрета главного героя. Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди, выступившие в роли публицистов, наиболее опытные специалисты по России в США. Одна — сотрудник американского национального Совета по разведке. Другой — знаток финансовых операций, осуществляемых мистером Путиным. В отличие от А.Рара, эти двое искали в Путине не черты сверхчеловека, а мотивы его повседневного поведения. Лично я в восторге от главной метафоры этой книги, точнее — сравнения. Аналогия проведена не с Гитлером, не со Сталиным, не с Александром II, как это делают многие исследователи, а с героем британского мультсериала мистером Бенном (не путайте с мистером Бином!). Приключение господина в темном костюме и шляпе-котелке, и правда, похожи на путинские. Бенн выходит из дома и посещает костюмерные магазины. Облачившись в наряд, он через потайную дверь покидает примерочную и успевает совершить приключение-подвиг. Потом — снова возвращается в кабинку магазина. Как ни в чем не бывало, мистер Бенн отдает продавцам уже «сыгранный» костюм. Так он становится то «Красным рыцарем», то «Воздухоплавателем», то «Работником зоопарка», или «Волшебником». Каждая роль — новый костюм и новая серия.
Однако, авторы книги не шутят, рассказывая «про мультики». На основе многих документов и серьезных исследований они составили эннеаграмму, так называется распространенная в США схема типологии личности. Ее используют для изучения кандидатов на разные ответственные посты в политике и бизнесе. Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди считают президента России Владимира Путина обладателем многих, сложно сочетаемых идентичностей, выделяя шесть основных.
Во-первых, он так называемый «выживший», родившийся у женщины, которая чудом спаслась от голода. Постоянная борьба за жизнь во имя собственного сохранения — поведенческая мотивация, усвоенная с раннего детства. В его натуре живет ожидающий ЧП и катастроф сурвивалист.
Во-вторых, он аутсайдер типичной для страны управленческой элиты. Он не принадлежал к интеллигенции и не входил в круг номенклатуры. Он даже не убежденный чекист, пришедший в КГБ, как на обычную работу, которая в то время считалась престижной.
В-третьих, он государственник и архивариус, ищущий в прошлом ответы на вопросы сегодняшних дней. Путин с упоением читает историков царской России, мемуары монархов и планы по обустройству страны, но не интересуется современными философскими взглядами.
В-четвертых, он чужак по отношению к важному периоду жизни страны. Он пропустил перестройку Михаила Горбачева, живя в Германии, и не понимает, что именно, кроме нехватки продуктов и товаров, подняло людей против советской системы.
Пятое свойство личности Путина — восприятие рыночной экономики и умение всегда и во всем быть маркетологом. Благодаря этим качествам он сколотил свой капитал, начав с не такого уж малого масштаба в 1992 году. Его участие в махинациях с лицензиями на экспорт цветных металлов чуть не стоило ему карьеры. Но дело больше, чем на 90 млн долларов закрыли. http://www.ziare.com/vladimir-putin/biografie
Наконец, в шестых: Путин остается человеком с мировоззрением и навыками офицера КГБ, решающего политические задачи оперативными методами. Один из вариантов реализуется сейчас в Украине.
Дело, конечно, не столько в психологической типизации личности Путина, сколько в значении ее для России и мира. Например, масштабную коррупцию авторы книги отнесли не к изъянам путинской системы, а ее главному свойству. Не будет коррупции — перестанет существовать режим, основанный на подкупе, компроматах и шантаже. В России нет политиков без особого досье в путинском сейфе. Да и на западе появилось немало VIP-персон, покоренных прямотой, цинизмом и большими финансовыми возможностями скрытого дьявола. Что же с ним делать? Вопрос для всего сообщества, которое уже осознало тщетность попыток умиротворения. Все понимают: со злом нельзя бороться с помощью уступок. Но есть и более неприятный для Запада вопрос. Почему столь велико расхождение общественного и официального мнений о личности и режиме Путина? Народы Европы, Америки, множества других стран, проявивших свою позицию в ООН, давно говорили: Путин опасен для всех нас. А мировые лидеры и глобальный бизнес в это время расширяли с ним сотрудничество и выражали поддержку. Выходит, «коллективный Путин», как у нас называют феномен общего согласия с аморальным правлением в России, что-то вроде принципа русской матрешки. «Кадыров и Лукашенко» помещаются в футляр «Путина», тот, в свою очередь, прячется в «Меркель», а все накрывается «Евросоюзом»? Не хотелось бы видеть мир столь примитивной игрушкой...
В книге Фионы Хилл и ее коллеги о матрешках не сказано. Авторы профессионально предупреждают о трудностях диалога с Путиным, что косвенно признает и сам «герой» их исследований, списавший для своей диссертации 16 страниц у Клиффорда Гэдди. На обвинения в плагиате, он, разумеется, не ответил: видимо, «мистер Бенн» в это время примерял уже другой костюм, не кандидата наук, а кого-то более важного.