24 января 2019 года в Киншасе, столице Демократической Республики Конго, состоялась инаугурация нового президента страны — Феликса Чисекеди. Впервые в истории страны без переворота, демократическим путем президентом стал представитель оппозиционных сил. Вне пристального внимания СМИ остался другой параллельный процесс — выборы парламента. Ф. Чисекеди имеет в нем менее 50 % мест. Согласно Конституции оппозиция избирает премьер-министра. Сможет ли оппозиция создать новый механизм взаимодействия с ТНК, транснациональными компаниями, которые хозяйствуют в горнодобывающей отрасли страны и с которыми за 22 года господства клана Кабилы были отработаны надежные схемы взаимодействия? Вполне реально, что начнется драка за передел сфер влияния. Повлияет ли все это, как минимум, на смягчение положения на востоке страны, где, кстати, находятся миротворцы из Украины? Противостояние за колоссальные природные ресурсы ДРК («День» № 213-214 23.01. 2019 ) будет продолжаться.
Если верить социологическим опросам, то у оппозиции есть шанс иметь своего Президента и в Украине. А вот в парламенте ситуация может быть другой: парламент может быть оппозиционным относительно Президента. Немного в другом варианте может повториться ситуация «Президент А. Ющенко против премьер-министра Ю. Тимошенко». Лучше, чтобы этого не было. Но рассмотреть такую возможность стоит. И здесь возникает интересный вопрос: а за что будет борьба в Украине? И будет ли она вообще? И между кем и кем? Среди политических сил, участников выборов, цель борьбы понятна — власть и все, что она гарантирует победителю. Это мы хорошо знаем и наблюдаем. Но в этом вопросе есть другой аспект. Уже сегодня все говорят о вмешательстве в выборы из-за границы. Кого именно? Ради чего? У нас же нет таких запасов природных ресурсов, которые могут заинтересовать ТНК. Хотя в Украине при доле населения 0,6 % мирового сосредоточено 5% природных ресурсов (многие из которых еще и не разведаны; некоторые вообще утверждают, что за запасами газа Украина может быть своеобразным Техасом для Европы). Один ресурс, правда, есть. Ресурс, который, по-видимому, является наиболее востребованным в XXI веке, — люди, их интеллект. Но этот ресурс правительство Украины, наши финансово промышленные группы не интересует . У них менталитет еще XIX века — металл, трубы, газ, зерно, масло и тому подобное. То, что можно взвесить, обмерять, установить цену. А интеллект? Как ты его взвесишь и оценишь? Поэтому и не интересует. А если он кому-то интересен — то берите, сколько вам нужно, у нас его много, не жалко. Я уже приводил пример офиса корпорации «Боинг» в Киеве — работает 600 украинцев, А могли бы работать на «Антонова». Есть и другие примеры. Скажем, Максим Поляков, который построил завод в Техасе и создает новые модели ракет для запуска спутников. Именно такие люди нужны для продвижения Четвертой промышленной революции. К сожалению, борьбы вокруг этого ресурса нет. Делаются попытки привлечь внимание власти к этому ресурсу, к инновационным, информационным технологиям.
Так что же интересует глобальных игроков в Украине? Отбросим сразу одного из них — Китай. Неудачные попытки сделать Украину элементом «Великого шелкового пути», закрепление в Конституции Украины вступления в НАТО (а следовательно, жесткая ориентация на США) — после этого Украина перестала интересовать Китай как надежный партнер. Торговать — пожалуйста. Остаются три игрока — Россия, Европейский союз, США. Что объединяет их интерес к Украине? Только одно — территория. Фактор, который являлся определяющий для политики больших государств в XIX веке. Как это ни досадно, но Украина в мировых измерениях остается в координатах позапрошлого века. Следовательно, чем интересует названных игроков территория Украины?
Россия. У нее наиболее четкий и понятный интерес к Украине: попытка любой ценой возобновить контроль над территориями бывшей Российской (Советской) империи. В первую очередь это — Украина, Беларусь, а если Запад промолчит — то и страны Прибалтики, возможно и северный Казахстан. Независимая Украина — это незаживающая рана на репутации России, которая пытается быть глобальным игроком на равных с США, Китаем, ЕС, а также на репутации лично Путина. И все свои достаточно мощные возможности, институты она бросит на то, чтобы выборы 2019 года подготовили почву для выборов 2024 года под лозунгом «За укрепление дружбы с братским российским народом» («День» № 169 20.09.2018 г.). Не удастся реализовать эту цель прямым, военным путем — будут использоваться все методы, чтобы посеять в Украине тотальное недовольство, недоверие к власти, хаос. И втянуть Украину в сферу влияния России, которая и наведет здесь порядок. Стоит помнить, что вся история России — это увеличение ее размеров. Это — гарантия ее существования. Иначе придется заниматься внутренними проблемами — от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Европа. Европейский союз Украина интересует, в первую очередь, как восточная окраина Европы, где происходит военный конфликт, который нарушает комфортное состояние европейской бюрократии, сложившееся в послевоенный период. Она с трудом осознает, что оставить территорию наибольшей страны Европы как зону мира и покоя, а не как источника напряжения, требует не только малодейственных резолюций, но и реальных шагов. Растущая агрессия России «способствует» радикализации Европы. С точки зрения территории Украины стоит подчеркнуть, что страны Европы не имеют территориальных претензий к Украине. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы вопросов о любых изменениях границ в Европе вообще не возникало. Из этого утверждения, правда выпадают события вокруг бывшей Югославии. Но это — исключение.
США. Для США далекая Украина интересна, в первую очередь, как поле противостояния России, которая признана одним из наибольших вызовов на сегодня для США. И как территория, которая непосредственно граничит с непредсказуемым агрессором и может быть использована для конкретных шагов по его сдерживанию. Стоит отметить, что и в таком качестве Украина не стоит в перечне первоочередных интересов США. Но, стоит также повториться, о ней и не забывают. И в США также нет никаких территориальных претензий к Украине.
Следовательно, территориальные претензии к Украине имеет только Россия. Но эти претензии ограничены территориально и надежно фиксируются постепенно растущей мощью военных сил Украины, а также контролируются международными партнерами Украины. Остальная территория Украины находится в полной собственности народа Украины. Так кто же мешает ему навести порядок на этой территории, в своем доме? Кто мешает превратить ее в источник благосостояния каждого украинца, сделать ее привлекательной для иностранных инвесторов, которые только и ждут, чтобы привнести сюда сотни миллиардов долларов? Кто мешает, черт побери?
Вопросы риторические. Ответы на них известны. Нет только того, кто взялся бы за их решение. Теоретически надежду дают выборы. Но только теоретически.
Такой несколько комплиментарный взгляд на место Украины в мировой политике должен побуждать будущего Президента, будущий состав Верховной Рады к кардинальному изменению политики внутри страны. Мы должны быть не территорией, а полноправным субъектом международных отношений. Чтобы никакие решения о будущем Украины не принимались за нашей спиной.