Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Более чем полтора года без антикоррупционной стратегии

16 июля, 2019 - 11:38

Начиная с конца 2017 года, Украина не имеет антикоррупционной стратегии, которая определяет приоритеты и очерчивает общее виденье государственной политики в сфере предотвращения и противодействия коррупции. В то же время этот документ является основанием для разработки и утверждения Государственной программы по внедрению антикоррупционной стратегии, где уже более четко и конкретизировано прописан план действий каждого из уже созданных государственных органов антикоррупционной инфраструктуры и других органов государственной власти. Из-за отсутствия стратегии, соответственно, и антикоррупционные органы действуют несогласованно, даже если не принимать во внимание конфликты и расхождения, которые у них периодически возникают. Вопрос разработки и утверждения антикоррупционной стратегии, а затем и государственной программы в сфере антикоррупции является системным и таким, в котором сейчас чувствуется определенный «штиль».

Причиной этого «штиля» стало Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, которое по сути саботировало анализ выполнения предварительной стратегии и нормальную разработку новой, актуализированной. Именно на агентстве лежит ответственность за анализ и разработку стратегии. Так, согласно тексту прошлой программы по реализации антикоррупционной стратегии, НАЗК должно было начать анализ реализации прошлой стратегии в июне и до сентября наработать стратегию на новый период, провести общественные обсуждения и провести международную экспертизу новой стратегии. Таким образом, до конца 2017 года Верховная Рада успела бы утвердить стратегию на новый период, и страна, вместе с антикоррупционными органами, вошли в 2018 год со стратегическим виденьем в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией.

Несмотря на четко определенные сроки, НАЗК закончило экспертизу выполнения стратегии только в сентябре 2017-го. Неизвестна и судьба международной экспертизы относительно разработанной в НАЗК стратегии. Так, всего 10 дней понадобилось НАЗК после обобщения результатов исследования состояния коррупции в Украине, чтобы утвердить проект Закона Украины «Об Антикоррупционной стратегии на 2018-2020 годы». Законопроект не был опубликован даже на официальном сайте НАЗК, а общественные и экспертные обсуждения проводились лишь формально, вопреки тому, что заявляло НАЗК на презентации стратегии 20 октября 2017 года.

После презентации эксперты ознакомились с проектом стратегии и сделали вывод, что в таком формате, который представили в НАЗК, эта стратегия не решает стратегические задачи по предотвращению и борьбе с коррупцией. Структурно в представленной стратегии прописаны шаги по предотвращению коррупции для разных уровней органов государственной власти. Так, в разделе относительно представительских органов власти указывается необходимость большего контроля за партийными финансами, принятие закона о лоббизме и почему-то вспоминаются местные референдумы, которые никак не закреплены в законодательстве. Для местных органов власти предлагается разрабатывать новые антикоррупционные программы, а также развивать центры предоставления административных услуг. Основной проблемой в НАЗК видят некомпетентность уполномоченных лиц по предотвращению коррупции на местах. Раздел со стратегическим виденьем политики в судебной системе и ответственности за коррупцию вообще частично уже потерял актуальность из-за того, что Высший Антикоррупционный суд уже сформирован и  предварительно должен заработать 5 сентября.

В целом предложенный проект стратегии «сырой» и не обеспечивает постоянство антикоррупционной реформы. Еще в середине октября 2017 года в НАЗК было направлено письмо с выводами и замечаниями относительно представленной стратегии. После этого сразу несколькими организациями был разработан и послан в НАЗК и правительство Объединенный экспертный вывод. Относительно реформы политических финансов свои рекомендации в НАЗК послали Международный фонд избирательных систем (IFES). Несмотря на количество замечаний к разработанной стратегии, НАЗК учло наименее критические и направило документ на рассмотрение в Кабинет Министров.

Правительство в свою очередь тоже саботировало работу над этим документом в течение полгода и не направляло его в Верховную Раду, где в рамках профильного комитета возможно было внести важные и необходимые изменения для актуализации антикоррупционной стратегии. Правительство игнорировало обращение относительно образования специальной комиссии по доработке проекта закона. Лишь в конце апреля 2018 года Кабинет Министров одобрил проект стратегии и направил его на следующий день в Верховную Раду фактически в том же некачественном и неактуальном виде, который поступил к ним из НАЗК.

Парламент через месяц вернул законопроект на доработку, поскольку профильный комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, а также Главное научно-экспертное управление предоставили негативные выводы относительно законопроекта. Замечания в выводах в целом совпали с замечаниями, предоставленными общественными организациями еще после презентации стратегии в НАЗК.

Через год после провала с принятием проекта стратегии НАЗК вспомнило, что именно они ответственны за это и анонсировали начало работы над доработкой законопроекта, который был возвращен Кабинету Министров. Однако из-за активной фазы президентской избирательной гонки, которая перетекла в активную фазу парламентской и активное артикулирование тезиса о перезапуске НАЗК, никто ни среди общественности, ни среди донорских организаций не захотел приобщиться к этой доработке. Скорее всего, антикоррупционную стратегию примет уже новая Верховная Рада, а дорабатывать или разрабатывать заново стратегию будет уже перезапущенное НАЗК. Разработка и принятие новой антикоррупционной стратегии является одним из пунктов «Повестки дня установления справедливости», которую было предложено поддержать политическим партиям перед внеочередными парламентскими выборами.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ