Она последовала, как можно понять, в результате сильного давления на Украину со стороны Евросоюза и США. Думается, неслучайно в день объявления о согласовании Украиной «формулы Штайнмайера» появилось также сообщение об одобрении США поставки Украине новой партии противотанковых ракетных комплексов Javelin. Как представляется, задержка с поставкой американских вооружений была вызвана отнюдь не мифическим давлением Трампа на Зеленского по поводу расследования деятельности Байдена и его сына, а вполне реальным давлением с целью вынудить украинского президента согласиться на «формулу Штайнмайера».
Мы еще не знаем всех подробностей того варианта «формулы Штайнмайера», с которым согласился Киев, и вряд ли узнаем их до тех пор, пока Верховной Радой не будет принят новый закон об особом статусе отдельных территорий Донбасса. Но настораживает другой факт. Накануне согласования «формулы Штайнмайера» об отставке объявили высокопоставленные чиновники, которые, безусловно, были в курсе того, с какой именно трактовкой данной формулы согласен президент Владимир Зеленский. Речь идет об отставках ближайших к президенту людей — секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Данилюка и главы партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова.
Последний остается председателем Верховной Рады, но объявил, что на ближайшем съезде партии, который планируется в конце октября, собирается сложить полномочия председателя «Слуги народа». И это не выглядит как просто техническая отставка из-за невозможности совмещения двух постов. Тем более, что распространились слухи о намерении Давида Арахамии сложить полномочия председателя фракции «Слуги народа» в Верховной Раде. А накануне тот же Разумков призвал депутатов Рады «не злоупотреблять своими депутатскими возможностями и не блокировать работу Верховной Рады Украины», посетовав, что «к сожалению, без объяснения, по поводу чего было сделано такое решение, некоторые народные депутаты заблокировали подписание законопроектов, не дав объяснение, что именно было, по их мнению, нарушено в регламенте Верховной Рады Украины».
Это очень похоже на подготовку к принятию в ускоренном режиме закона об особом статусе Донбасса, который наверняка вызовет неоднозначную реакцию многих депутатов, в том числе и состоящих в рядах правящей партии. Данилюк же заявил, что его отставка — «это было сознательное решение, основанное на том, что происходит и как сейчас формируется политика. Мне просто не интересны подковерные игры, которыми занимаются некоторые персонажи». Все это похоже на первый серьезный кризис в администрации Зеленского, а такой кризис вряд ли бы возник, если бы предполагаемый законопроект об особом статусе Донбасса, в том виде, каким его сейчас представляет себе президент, не содержал в себе, пусть не капитуляцию Украины, но хотя бы существенные уступки по отношению к России и ее марионеткам. Недаром в «ДНР» и «ЛНР» сразу же, по команде из Москвы, приветствовали согласование Киевом формулы «Штайнмайера».
О том, на что именно согласилась украинская делегация на переговорах в Минске, приходится питаться только слухами. Согласно некоторым из них, предполагается широкомасштабная амнистия пророссийским боевикам, что открывает путь в украинскую политику деятелям «ДНР» и «ЛНР». А это даст мощное подкрепление российским марионеткам Медведчуку и Бойко внутри Украины. Неясно, в каких условиях должны будут проходить выборы в оккупированной части Донбасса. Владимир Зеленский уже заявил, что выборов не будет, пока оккупированную территорию не покинет последний военный. Но из понятия «военных» запросто может быть выведена т. н. «народная милиция» «ДНР» и «ЛНР». Неясно также, какая администрация будет проводить выборы на оккупированных территориях. Если та, которая там существует сейчас, то выборы станут всего лишь легализацией кремлевских марионеток и их допуском в политическое пространство Украины. В то же время, мало сомнений в том, что Москва не допустит на ныне оккупированную часть Донбасса украинскую администрацию и полицию. И точно так же она не допустит туда международную администрацию и миротворцев. Следовательно, кандидаты от украинских партий в донбасских выборах участвовать не смогут, поскольку само их появление на территориях, подконтрольных боевикам, создаст угрозу их жизни и безопасности. Поэтому приходится прийти к неутешительному выводу. В обозримом будущем сколько-нибудь свободные и справедливые выборы на территории нынешних «ДНР» и «ЛНР» в принципе невозможны. Там возможна только выборная комедия по московскому сценарию, постановка которой будет означать безоговорочную капитуляцию Украины, после которой Запад к тому же снимет с Москвы все или большинство санкций.
На уступку в виде согласования «формулы Штайнмайера» президент Украины пошел для того, чтобы состоялась встреча в нормандском формате. Но реально эта встреча будет лишь пиар-событием. Наивно думать, что на ней удастся реально согласовать прекращение огня, разведение сторон на фронте и проведение выборов в Донбассе, равно как и принятие Радой закона об особом статусе Донбасса. Еще раз повторю, что для действенного прекращения огня требуется ввод на линию фронта значительного по численности и вооружению контингента международных миротворцев. Однако согласование приемлемого для обеих сторон состава, численности и функций миротворцев представляет собой трудноразрешимую задачу, которую нельзя решить в короткий срок. Президент Украины очень хочет поскорее добиться мира на Донбассе. Но быстрой в данном случае может быть только капитуляция Украины. Такой капитуляцией будет, например, если Киев согласится на ввод белорусских или таджикских миротворцев. Капитуляцией также будет включение закона об особом статусе Донбасса в Конституцию Украины. Это превратит Украину в Речь Посполитую эпохи разделов, когда каждая территория, подобно магнатам XVIII века, будет вести свою собственную политику, а бессильный Центр будет играть чисто номинальную роль. И капитуляцией будет согласие Киева на проведение выборов на оккупированной части Донбасса под контролем России и ее марионеток (а других выборов, повторю, там в настоящее время провести невозможно). Но Украине капитулировать нельзя, ибо это разрушительно скажется на ее государственности и превратит Киев в марионетку Москвы.