СМИ продолжают обсуждать убийство в Центральноафриканской Республике (ЦАР) троих российских журналистов. Что это за страна, что там происходит? Зачем они туда поехали? В чем причина их убийства? Какой интерес России в ЦАР?
ЦАР — небольшая африканская страна с населением в почти 5 млн человек. Бывшая колония Франции. 80% — христиане (50% из них — протестанты), 20% — мусульмане. Христиане занимаются, в основном, земледелием, мусульмане — кочевым скотоводством. Одна из самых бедных стран Африки: ВВП на душу населения — около 700 долларов. 1 доллар в день — это уже неплохо. 70% детей неграмотные. Но как почти во всех странах Африки, имеет богатые недра — золото, брильянты, уран, нефть и другое.
ЦАР была проблемной страной с самого начала обретения независимости. Постоянные перевороты (как правило, инициированные Францией), столкновения между племенами. Именно здесь царствовал печально известный «император» Ж.-К. Бокасса, который любил лакомиться человеческим мясом. А президент Франции Ж. д’Эстен называл его своим родственником и другом. Где-то с 2012 года столкновения обрели четкие признаки межконфессионального конфликта — христиане против мусульман и наоборот. Мусульмане создали свою организацию — «Селека», куда вошло много мелких групп. Христиане имеют свою — «Антибалака». Между ними идет постоянная война за власть. Франция и ООН ввели свои миротворческие силы, которые немного прекратили насилие. Хотя 1 млн людей вынуждены были покинуть свои дома. Больше 1000 людей погибло. В феврале 2016 года президентом был избран нейтральный Ф.-А. Туадер. Но его правительство контролирует только столицу и окраины. После убийства нескольких французских солдат Франция вывела почти все свои войска. Миротворцы ООН (12 000 человек) занимаются только собственной безопасностью. Два батальона местной армии (1300 человек) не имеют современного оружия и экипировки. А столица окружена отрядами «Селеки».
На кого может опереться президент в своем желании навести порядок в стране? Он обратился к президенту Франции с просьбой вернуть войска. Макрон отказал. В октябре 2017 года в Сочи Ф.-А. Туадера встретился с Сергеем Лавровым. И уже в марте 2018 года Москва заявила о предоставлении ЦАР бесплатной военной помощи. Разрешение на это дал Совет Безопасности ООН при наличии эмбарго на поставку оружия в ЦАР еще с 2013 года. В конце мая 2018 года в Петербурге Туадера встретился с В. Путиным.
Для обучения местных солдат пользоваться предоставленным оружием было отправлено 5 военных инструкторов и 170 гражданских. Так в ЦАР появились молодые вежливые «человечки» (не путать с зелеными) с военной выправкой. Кроме основной работы, они взяли на себя охрану президента. У него появился советник по вопросам национальной безопасности Валерий Захаров. Всех их связывают с частной военной компанией «Вагнер». Она подчинена известному российскому миллиардеру Евгению Пригожину, близкому к В. Путину. Руководитель «Вагнера» — Д. Уткин, бывший грушник, сотрудник Пригожина.
Формально здесь все понятно и открыто — приглашение президента, разрешение СБ ООН. По-видимому, опытных российских журналистов заинтересовало что-то другое, а деятельность ЧВК «Вагнер» было только не совсем надежным, но все же прикрытием. Поэтому они не были навязчивыми, когда им отказали в общении на базе «Вагнера», в бывшей резиденции «императора» Ж. Бокасса. И отправились на север, где были расположены копи фирмы Lobaye Invest по добыче брильянтов для ювелирной промышленности. Эта фирма является дочерней компанией фирмы M-Invest, что принадлежит тому же Пригожину. Е.Пригожин считается в России главным по африканскому золоту (Судан, ЦАР); не отказывается, конечно, и от брильянтов. Вести такой высокоприбыльный бизнес в такой беспокойной стране — рискованно и опасно. Нужно надежное силовое прикрытие. Тем более что на сегодня в ЦАР есть уже около 1400 россиян. Среди них и журналисты, которые ведут антифранцузскую пропаганду. И то, что здесь с разрешения СБ ООН появляются 175 военных инструкторов России, говорит о том, насколько профессионально в России умеют совмещать высокую дипломатию (на уровне ООН) с бизнес-интересами своих олигархов. В Банги работает и посольство России. И, как показывают события, они не зря едят свой хлеб. Российские журналисты, по-видимому, намеревались показать связь «ЧВК — бизнес — дипломатия». А кому это нужно, чтобы кто-то сунул свой нос в святая святых, в сделки олигархов? Наказание было быстрым и жестоким. Уверен, никто и никогда не узнает правду. Самая надежная версия, которой придерживается МИД РФ — ограбление. 8500 долларов, которые были у журналистов, — большие деньги в ЦАР. Россия же в этой истории убивает сразу нескольких зайцев:
1. Чужими руками избавляется от неподконтрольных, назойливых, оппозиционных к власти журналистов, да еще и которые были доброжелательны к Украине.
2. Есть возможность лишний раз «лягнуть» оппозиционера М. Ходорковского, который финансировал эту поездку
3. Демонстрируется беспомощность французов, «голубых беретов» ООН в наведении порядка в якобы контролируемой ими стране.
4. Показать «обеспокоенность» правительства России судьбой своих граждан во всем мире, в том числе в далекой Африке.
Нынешние события в мало кому раньше интересной ЦАР освещают довольно существенные изменения в мировой политике. С. Лавров, будучи недавно в Руанде, заявил: «Африка является основополагающим камнем создания нового мирового порядка». И обещал добиваться усиления роли африканских стран в ООН. Пока что Россия активно усиливает свою собственную роль в Африке. Один чиновник ООН в Банги сказал, что «... Франция, США, ЕС... не ожидали прихода россиян». Механизм их «прихода» он изобразил довольно точно: «Они бесстыдно подкупают всех, кто открывает перед ними нужные двери». Другой дипломат ООН делает вывод: «Это может стать для Запада реальной проверкой на решительность, силу и влияние. Если мы отдадим ЦАР, мы отдадим всю Африку». Интересный пример. США, чтобы как-то нейтрализовать впечатление от поставок российского оружия, передали армии ЦАР несколько десятков автомобилей «Форд». И вот теперь на них по столице разъезжают российские спецназовцы. Директор консалтинговой компании Signal Risks из ПАР Ронак Гопалдас подбивает итог российской политики в Африке: стратегией России в Африке является комбинация жесткой политики власти, в первую очередь военных операций, и энергетической дипломатии. На сегодня Россия уже имеет в Африке своеобразный анклав зависимых от нее стран. Это — Судан, который предлагает России создать военно-морскую базу на Красном море; Бурунди, где в результате всенародного волеизъявления нынешний президент будет царствовать до 2034 года; и теперь — ЦАР. Более подробно о политике России в Африке газета «День» уже писала (7-8.03.2018).
В событиях в ЦАР есть, по мнению специалистов, и китайский след. Говоря об Африке, их не обойдешь. В рамках проекта «Большой шелковый морской путь» Китай планирует подтянуть к восточноафриканским портам страны Западной Африки. Для этого предусматривается строительство мощного транспортного коридора Запад — Восток. Его центр должен быть именно в ЦАР. Чтобы реализовать эту идею Китая, в ЦАР нужен порядок, стабильность и спокойствие. Кто может его обеспечить? На национальное правительство надежда слаба, разве что формально. США, Европа отпадают как конкуренты. Полностью отвечает запросам Китая именно Россия как партнер по организации БРИКС. Поэтому Китай поддержал шаги России в ЦАР. И даже пытался сразу же за Россией также получить разрешение на снабжение оружия в ЦАР, а за ним, соответственно, и китайских инструкторов. И уже даже накопил ее на границе в Камеруне. Но СБ ООН эта идея Китая не понравилась, и ее отклонили.
События вокруг ЦАР являются только одним из примеров постепенного и в то же время стремительного создания нового мирового порядка, основанного на правые силы. США и Европа постепенно отходят на второй план: они не в состоянии противостоять, с одной стороны, экономическому могуществу Китая, а с другой стороны — цинизму и агрессивности России. И Африка становится главным полем этой геополитической борьбы.