Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что произошло в небе Донбасса?

Евгений Марчук: «Расследованию причин и обстоятельств трагедии «Боинга» оказывалось организованное противодействие»
24 июля, 2015 - 16:04

Мне в свое время пришлось возглавлять комиссии по расследованию двух очень тяжелых авиакатастроф: сбивания пассажирского самолета ТУ-154 над Черным морем и трагедии на авиашоу во львовском Скнилове. Поэтому я глубоко изучал их технологию - от материаловедения до аэродинамики. Не говоря уже об изучении документов международных организаций по вопросам авиакатастроф.

О катастрофе 17 июля 2014 года малайзийского «Боинга». Меня еще тогда, год назад, насторожило: боевики не давали доступа к трагедии для извлечения фрагментов самолета и тел его пассажиров. Более того, на несколько дней пропали из поля зрения так называемые «черные ящики». Почти во всех самолетах, а тем более такого суперкласса, как Боинг-777, таких ящиков два. Один записывает все разговоры экипажа между собой и с Землей, а второй пишет всю телеметрию самолета и, что очень важно, фиксирует внезапную разгерметизацию. По тому, происходит разгерметизация стремительно или медленно, специалистам легко понять, какое было повреждение. Если оно внезапное, то скорее всего произошел взрыв в середине самолета.

Особенно важно исследование фрагментов самолета. Собирают все, что только можно. Из собранных фрагментов выкладывается каркас самолета. Почему так важны при этом все, даже самые мелкие, детали? Потому что, когда выкладывается полная конструкция самолета, тогда очень легко установить следующие вещи. От точек поражения собранных фрагментов можно провести провода, которые покажут, где произошел взрыв, потому что в каждой детали что-то пробито и есть угол поражения. И специалисты сразу видят, откуда, с какой точки летели осколки и где произошел взрыв.

Очень важно исследовать тела погибших. Прежде всего потому, что в них остаются осколки как от самого корпуса ракеты, так и от металлических деталей (шарикоподшипников, гаек, болтов...), которыми она начинена. А дальше материаловедческая экспертиза однозначно устанавливает, какая сталь, какой марки, сколько в ней тех или иных химических элементов, какой след оставили осколки и в телах жертв, и в собранных фрагментах самолета.

Кстати, голландские эксперты начали расследование по версии, не был ли это взрыв в середине самолета. Но физические, геометрические, материаловедческие и другие исследования сразу это опровергли.

Мое подозрение в те дни вызвали два момента. Об одном я уже коротко сказал. Остановлюсь подробнее. Сразу после аварии на несколько дней вдруг пропали оба «черных ящика» (на самом деле они красные, а черными их называют по давней традиции). При падении самолета они не разбиваются и не горят, потому что способны выдержать температуру до тысячи градусов. В этих ящиках есть передатчик и антенна в виде ручки. Когда происходит авария, ящик автоматически включает сигнал, сообщая, где он находится. Это сигнал международной частоты, которая устанавливается ИКАО - Международной организацией, занимающейся координацией сотрудничества государств во всех аспектах деятельности гражданской авиации.

Так вот, этих ящиков не было дня три. И что интересно: они пропали и не давали сигналов. Когда через несколько дней их вдруг якобы нашли и выставили, то на одном из ящиков не было ручки, то есть антенны. И именно в том ящике, где находилась телеметрия. Иными словами, в первом ящике, который фиксировал переговоры экипажа, не было ничего важного, что давало подозрения о том, что весь экипаж погиб моментально и одновременно. А вот в ящике с телеметрией оказалась удаленной ручка-антенна. Для чего? Легко догадаться: чтобы при перевозке она не подавала сигнала и не проявляла свое местонахождение. Возможно, была и какая-то другая причина ее отсутствия.

Не секрет, что Россия имеет мощную систему расследования авиакатастроф. Одну из лучших в мире. Я более чем уверен, что российские специалисты подробно исследовали телеметрию «черного ящика», который записывает двести телеметрических параметров. Телеметрия начинает писаться, как только заводится двигатель самолета. Эта запись в случае аварии изучается с помощью специальной программы (я с ней подробно познакомился, когда произошла Скниловская трагедия). Программа позволяет «прочитать» телеметрию «черного ящика». На большом экране мы можем видеть самолет, потерпевший крушение. Конечно, виртуальный. Он «летит», и вы можете мысленно лететь с ним, рядом с ним, над ним, и видеть при этом местность, над которой он пролетает.

Итак, оба ящика на несколько дней пропали, хотя место падения самолета это была равнинная территория, а не джунгли или гладь океана. Во-вторых, специалистов долгое время не допускали к телам жертв авиатрагедии, как и к самому месту падения «Боинга». То есть однозначно оказывалось организованное противодействие сбору всего необходимого для расследования причин и обстоятельств катастрофы.

Теперь относительно вектора движения пассажирского самолета. Он летел со стороны Киева. Как тут не вспомнить зафиксированный  украинской стороной радиоперехват: «К вам там птичка полетела...» Иными словами, была звуковая наводка.

Таким образом, вектор движения самолета, установление точного места, где произошел взрыв, и места падения дают специалистам возможность точно рассчитать геометрию преступления. Тем более что хорошо известно, как атакует «Бук» и как действуют в подобных случаях другие ракетные комплексы. Разработчики «Бука», инженеры, производители, другие специалисты этого профиля четко могут вычислить угол атаки, место, откуда была запущена ракета. Не случайно российская сторона и боевики всячески препятствовали доступу международных экспертов к месту трагедии, сбору и перевозке тел, сбору фрагментов самолета, на несколько дней скрыли «черные ящики» «Боинга». Все это сразу дало основания для подозрений. Если вы не виноваты, то первыми должны забить тревогу, немедленно пригласить международных специалистов и предоставить им все возможности для исследования места и обстоятельств трагедии. Но этого, как известно, не произошло.

Это - первый блок вопросов. А второй - это попытки дискредитации Украины. Была, в частности, запущена российской стороной версия, что якобы малайзийский самолет сбил наш истребитель. Но «Боинг» летел на высоте десять с лишним километров, тогда как максимальная рабочая высота истребителя - пять-шесть километров. Появилась даже в интернете глупость, что, мол, самолет сбила израильская ракета. На днях на телеканале «Дождь» я услышал комментарий специалиста, который, судя по всему, хорошо знает артиллерию и зенитно-ракетные комплексы, потому что служил в этих войсках в России. Он рассказал о своей встрече с голландскими экспертами и об их оценки трагедии. Первым большим преступлением они считают реальное убийство 298 человек, а вторым не менее тяжким преступлением является глумление над их памятью, о чем свидетельствуют много фактов с выявлением и передачей тел погибших. Для Голландии память о погибших - это святое. Когда тела жертв трагедии доставили в эту страну, им были отданы высокие почести, в скорбной церемонии приняла участие королева Голландии.

Есть и третий момент. Россия обвиняет Украину в том, что не был закрыт коридор для полетов гражданских самолетов. На самом деле после того, как был сбит украинский транспортный самолет, Украина подняла высоту для полетов пассажирских лайнеров, и, как уже говорилось, «Боинг» летел более чем на десятикилометровой высоте. Кто же может предсказать, что найдутся вооруженные российским «Буком» дикари. Тем более что теперь уже хорошо известен маршрут этого «Бука»: откуда он приехал, когда пересек российско-украинскую границу, где его прятали, с какого места был сделан выстрел по «Боингу» и как потом этот комплекс спешно и скрытно переправили обратно в Россию. Все это хорошо известно членам голландской следственной комиссии. Они даже знают фамилии офицеров, которые были задействованы во время этой преступной операции. Начиная с пресловутого Гиркина (Стрелкова), которому, кстати, недавно некоторые из родных жертв убийства выставил счет относительно денежной компенсации.

Что надо прежде всего учесть для понимания того, что произошло? Есть два процесса в одном явлении. Первый - это установление причин трагедии, отслеживание всей причинно-следственной цепи событий. Но следственная комиссия не устанавливает вину. И только международный суд или суд соответствующей страны, скажем, Голландии, может эту вину установить. Итак, это два разных процесса: сначала всестороннее расследование, а потом суд. Следственная комиссия пока не опубликовала своих итогов и выводов, хотя предварительно они известны. А после этого длительный во времени процесс судебного разбирательства обстоятельств трагедии и вынесения приговора тем, кто привел к ней. Суд (или международный трибунал, на котором настаивает ряд стран, в том числе и Украина) определит не только виновников трагедии, но и их уголовную, материальную и моральную ответственность.

Таким образом, у меня с первых часов и дней, когда произошла катастрофа, не было сомнений в том, что оказывается организованное сопротивление расследованию. Российские чиновники, военные, в том числе высокого ранга, выдвигали и выдвигают вроде бы правдоподобные, а на самом деле фальшивые версии причин трагедии. Одно дело, когда подобные версии запускает пресса, и совсем другое, когда авторами их становятся ответственные люди, специалисты. Последний из этой серии факт - звонок Президента России Премьер-министру Голландии. Вместо того, чтобы спасать реноме своей страны, искать виновных, помогать следствию, глава государства предостерегает голландцев и Премьера от политизации расследования. На самом деле именно Россия все время политизирует этот процесс, выдвигает новые и новые фейковые версии, обвиняя в них только Украину.

Вернусь к комментарию на российском телеканале уже упомянутого военного специалиста. Он, в частности, заявил, что преступник уже тот, кто открыл ворота и выпустил «Бук». Этот комплекс потому и называется зенитно-ракетный комплекс (ЗРК), потому что это не одна пусковая установка. Он состоит из трех машин: той, с которой стреляют, второй - специального радара, который точно показывает обслуживающему экипажу все необходимые параметры цели, и третьей - машины управления. Еще может быть и перезаряжающая установка. Это и есть современный зенитно-ракетный комплекс «Бук». «Выпускать из ворот только одну пусковую установку - это все равно, что выпускать обезьяну с гранатой, у которой выдернута чека», - отметил упомянутый российский специалист на телеканале «Дождь».

Итак, для специалистов вполне ясно, как произошла в небе Донбасса эта страшная трагедия, что к ней привело и кто ее виновник. «Указатели» от пораженных фрагментов малайзийского «Боинга-777» ведут в одном направлении, в один эпицентр - в Россию. Но окончательные выводы, конечно, сделает международная следственная комиссия. Думаю, это будет скоро.

Источник: УКРІНФОРМ

Розслідуванню причин і обставин трагедії «Боїнга» чинилась організована протидія.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ