Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чтобы понять Путина...

15 ноября, 2016 - 12:07

Победа Дональда Трампа вызвала буквально лавину комментариев, интервью, статей, авторы которых пытаются осмыслить «феномен Трампа» и сделать — часто взаимоисключающие — прогнозы на перспективу. Не удержался от искушения высказаться и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Отечественные электронные СМИ — нередко под сенсационными заглавиями вроде «Чтобы понять Путина, надо читать Достоевского, а не «Mein Kampf» — по понятным причинам распространили ту часть большого интервью в The Atlantiс, которая касается агрессии России против Украины.

Впрочем, слов «агрессия» Киссинджер избегает. Напротив, он разглагольствует об исторической роли России, которая, по его словам, «защитила мир от монголов, от Швеции в XVIII веке, от Наполеона в XIX веке и от Гитлера в XX веке».

Ключевым же можно считать вот этот тезис: «Я отдаю преимущество независимой Украине вне военных блоков». И далее: «Решение в том, чтобы дать этим областям Донбасса автономию и право голоса в военных вопросах. Но во всем остальном оставить их под управлением Украины». Что ж, по-видимому, против этого и Путин бы не возражал.

А как насчет того, чтобы вернуть Мексике — конечно, на правах автономии и с правом голоса в военных вопросах — некоторые южные штаты, скажем Техас и Калифорнию, которые больше всего протестуют против избрания Трампа?

Поэтому остается только радоваться, что Генри Киссинджер — в виду почтенного возраста уже политический пенсионер и не может занять бывшую должность в Госдепе. Однако трудно поверить, что это говорит автор знаменитой двадцать лет назад «Дипломатии», в которой каждый желающий может найти такие строки:

«Независимость новых республик, в конечном итоге признанных ООН, не должна молча унижаться согласием на действия военного характера, осуществляемые Россией на их земле».

А вот «защитила мир» относительно России нуждается в небольшом комментарии. От монгольского  нашествия в 1237—1241 году мир защитила Русь, к которой Россия никакого отношения не имеет. Пал и почти полностью был разрушен Киев, завоеватели захватили Галичину и Волынь, но — истощенные — не пошли дальше на запад. А Московия еще в начале XV века была вассалом орды, платила ей дань. После Полтавской битвы побежденная Швеция стала на путь цивилизованного развития, а триумфатор Россия выбрала имперскость, захватничество, что болью отозвалось в истории разных покоренных ею народов и в ее собственной. Победа над Наполеоном была победой не России, а союза европейских монархий, которые боялись, а потому не хотели никаких перемен на континенте. И, наконец, бывший госсекретарь США должен был бы помнить, что личная дуэль Гитлера и Сталина завершилась победой одного краснознаменного режима над другим, но в конце концов это была Вторая мировая, а не Великая Отечественная (по советской терминологии), и победу в ней одержали страны антигитлеровской коалиции. А вот как, поработив соседние страны, воспользовался этой победой СССР, Генри Киссинджер знает не хуже меня.

Не знаю, что лучше читать — Достоевского или Mein Kampf — чтобы понять Путина. Возможно, учебник по зоопсихологии. Но в любом случае не самого Киссинджера, это точно.

 

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ