Выборы в Европарламент в прошлые выходные и президентские выборы в Украине принесли абсолютно противоположные результаты. Избиратели Европы выразили свое недовольство тем, как ныне функционирует Европейский Союз, в то время как украинский народ продемонстрировал свое стремление к ассоциации с ЕС. Европейские лидеры и граждане должны воспользоваться этой возможностью, чтобы понять, что это значит — и как помощь Украине может помочь Европе.
ЕС был изначально задуман, чтобы стать постоянным тесным объединением суверенных государств, которые желают объединить все большую часть своего суверенитета ради общего блага. Это был смелый эксперимент международного управления и верховенства закона, направленного взамен национализма и применения силы.
К сожалению, кризис евро превратил ЕС во что-то радикально иное: отношения кредиторов и должников, в которых страны-кредиторы навязывают условия, которые закрепляют их господство. Учитывая низкую явку на выборах в Европарламент и то, что поддержка премьер-министра Италии Маттео Рензи добавилась до антиевропейских голосов левых и правых, можно утверждать, что большинство граждан выступают против такой ситуации.
Между тем, когда смелый эксперимент Европы по международному управлению дает сбои, Россия становится опасным конкурентом ЕС, который имеет глобальные геополитические амбиции и готов применить силу. Путин эксплуатирует этническую национальную идеологию (и поддержку со стороны православной Церкви) в укреплении своего режима. Действительно, выступая в прошлом месяце на «Прямой линии», он возвеличивал генетические ценности русского народа. Аннексия Крыма сделала его популярным на родине, и его усилия по ослаблению мирового господства Америки, в частности путем заключения союза с Китаем, благоприятно резонирует в другой части света.
Но своекорыстие режима Путина идет в разрез со стратегическими интересами России; Россия выигрывает больше от тесного сотрудничества с ЕС и США. А применение репрессий в России, а также в отношении Украины, дает обратные результаты. Несмотря на высокие цены на нефть, экономика России ослабевает из-за ухода капитала и таланта. Применение насилия на киевском Майдане привело к рождению новой Украины, которая решительно настроена против того, чтобы быть частью новой Российской империи.
Успех новой Украины будет составлять угрозу для существования правления Путина в России. Именно поэтому он пытается так сильно дестабилизировать Украину путем содействия самопровозглашенным сепаратистским республикам в Восточной Украине.
Поскольку крупнейший работодатель Донбасса мобилизует протесты против сепаратистов, план Путина может не работать, и он теперь, вероятно, признает результаты президентских выборов, что позволит избежать дополнительных санкций. Но Россия, вероятно, будет искать другие пути дестабилизации новой Украины, что не должно быть очень сложно, учитывая, что силы безопасности, которые служили коррумпированному режиму бывшего президента Виктора Януковича, деморализованы и не обязательно лояльны к новому руководству.
Все это произошло очень быстро и совсем недавно. И ЕС, и США заняты своими внутренними проблемами и по большей части не осознают геополитическую и идеологическую угрозу, какую представляет собой путинская Россия. Как они должны реагировать?
Первая задача заключается в том, чтобы противодействовать усилиям России по дестабилизации Украины. Ввиду «бюджетного договора» ЕС и других правил, которые ограничивают масштабы государственной помощи, нужно инновационное мышление. Самым эффективным средством было бы предложить бесплатное страхование политических рисков для тех, кто инвестирует или делает бизнес с Украиной. Это позволит поддержать экономику, несмотря на политические потрясения, и это будет означать для украинцев, что ЕС и США — как правительства, так и частные инвесторы — преданны украинцам. Бизнес будет стекаться к вновь открытому и перспективному рынку, если ему будут полностью компенсированы убытки, вызванные политическими событиями, которые он не может контролировать.
Страхование политических рисков может казаться слишком сложным, чтобы его быстро реализовать. В действительности страхование этого типа уже существует. Такие частные страховики и перестраховики, как немецкая компания Euler Hermes, предлагали его на протяжении многих лет. Так же делают такие государственные учреждения, как агентство по многосторонним инвестиционным гарантиям Мирового банка и Международная корпорация частных инвестиций правительства США. Однако они должны взыскивать значительные взносы, чтобы покрыть стоимость перестрахования.
Столкнувшись с дорогими страховыми взносами, большинство предприятий будут просто ждать, пока пройдет буря. Именно поэтому заинтересованные правительства должны взять на себя функцию перестрахования и использовать свои органы только для администрирования страховых полисов.
Они могли бы гарантировать убытки так же, как они подписывались под гарантиями Мирового банка: каждое правительство предоставит скромные вливания пропорционально капиталу и осуществит остальные в виде отзывного капитала, который был бы доступным, если и когда убытки фактически выплачены. ЕС должен был бы изменить фискальный договор, чтобы исключить отзывной капитал и разрешить амортизацию фактических потерь в течение ряда лет. Гарантии этого вида имеют характерную особенность: чем больше убедительны они, тем меньше шансов, что они будут задействованы; перестрахование, вероятно, окажется в значительной мере не связанным с расходами. Мировой банк является живым примером.
Действуя быстро и убедительно, ЕС мог бы спасти Украину — и себя. То, что я предлагаю для Украины, также может быть реализовано в Евросоюзе. Пока много производственных ресурсов находится в режиме ожидания, имело бы смысл освободить от инвестиций фискального договора, что в конечном итоге окупится. Рензи, со своей стороны, выступает именно за этот курс действий.
Путин планирует превратить Крым в витрину, потратив на это более 50 млрд евро в ближайшие несколько лет. При европейской поддержке Украина могла бы выглядеть значительно привлекательнее. И если такая инициатива знаменует собой начало политики роста, в чем Европа так сильно нуждается, то спасая Украину, Европа также спасет себя.
Проект Синдикат для «Дня»
Джордж СОРОС — председатель правления Фонда Сороса и председатель Фонда открытого общества. Пионер хедж-фондов промышленности, автор многих книг, включая такую: «Алхимия финансов, новая парадигма для финансовых рынков: кредитный кризис 2008 года, что это значит и трагедия Европейского Союза».