Накануне Дня независимости можно услышать, что настоящая независимость Украины началась не в 1991 году, а в 2014-ом. Тезис о том, что независимость досталась украинцам даром, упала с неба, тоже уже стал едва ли не частью общепринятого мировосприятия. Для кого-то это действительно именно так. Но те, кто всю жизнь боролся против советского господства, прошел лагеря, был диссидентом или по крайней мере знал об истории украинской национально-освободительной борьбы, провозглашение Акта о независимости Украины — это не подарок. Есть и такие, для кого и сегодня независимость Украины остается под вопросом. Они считают, что не искорененный «русский мир», или «вашингтонский обком» — все это признаки того, что независимость Украины так и не наступила. Параллельно в общественном дискурсе постоянно возникает болтовня о третьем пути и особом украинском «светлом пути». Почему так? Вроде бы в одной стране живем, все рядом. Но современная Украина у каждого своя. Ее история, культура, поражения и победы — у каждого разные.
Дело, конечно, не в Украине. Дело в нас. Пока одни умирают за свободу, жертвуют, падают и поднимаются, пока здесь и сейчас одни люди, зная цену, не сдаются, другим все падает с неба. Но они все равно недовольны, хотят еще, и не важно, из чьих рук. Одни борются за субъектность, а другие не прекращают искать себе хороших царей и щедрых господ. На самом деле с независимостью Украины все в порядке. Она провозглашена 28 лет назад. А вот свободных духом людей, способных на построение независимого государства, до сих пор мало. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то спор о датах не имеет смысла. Ведь она основывается на претензиях общества к качеству государства, которое возродилось несколько десятилетий назад. А должна была бы сосредоточиваться на недостаточном стремлении к созданию государства в массах. То есть на нас самих. Сомнения в независимости Украины являются крайне опасным приемом психологического влияния, который размывает социальную идентичность украинцев.
В начале 2000-х в Крыму День незалежності называли «днем незаможності». Таким образом насаждалась ассоциативная связь, что свобода означает бедность, а московское господство ведет к богатой жизни. Вы думаете, что пророссийские жители востока и юга годами плевали на украинские флаги из-за любви к России? Нет. Они ждали «конца эпохи украинской бедности», о которой им рассказывали десятилетиями с экранов оброссийщеного телевидения. Потом, в 2014 году, это искусственно сконструированное пренебрежение к Украине было конвертировано в обещания российских пенсий, зарплат и других нефтяных подарков в обмен на отказ от государственного суверенитета. В начале этого процесса денационализации был маленький пропагандистский штамп, в котором понятие свободы связывалось с колбасой и уровнем ВВП на душу населения. С помощью этого обесценивается независимость, как фундаментальное условие для развития. Люди просто не понимают, что несмотря на то, что свободные не всегда бывают сытыми, рабы никогда не бывают богатыми. У них просто не может быть такого шанса. Независимость не может быть гарантией. Она дает возможность.
Или другой манипулятивный вброс — о государственности, которая якобы упала с неба. Повторение тезиса о случайности 1991 года вымывает из коллективного сознания украинцев упоминания о цене, о поколениях, которые боролись за собственную государственность. Их якобы нет и никогда не было. Таким образом создается впечатление, что личная победа миллионов предков к событиям сегодняшним не имеет никакого отношения. Более того! Мол, борьба вообще не имеет смысла. Именно из-за этого непонимания причинно-следственных связей возникают разговоры, что державники столетней давности, воины УПА, шестидесятники и даже Мазепа — все они проиграли. Мол, были бы умными, сидели бы себе тихонько на берегу, коллаборировали, как все остальные, и ждали пока свобода сама упадет им в рот. Такие вещи создают ошибочные сценарии коллективного выживания и дают добро на безразличие. С их помощью формируется жизненная позиция «вне политики», которая становится все более распространенной среди украинцев. Но в действительности, если хорошо поскоблить свидетелей «падения независимости с неба», то все они будут мало чем отличаться от имперцев. То же пренебрежение к борьбе, те же слова о неполноценности украинского народа.
В социологии существует теория, согласно которой социальная идентичность понимается как субъективное соответствие принадлежности человека определенной группе. Человек сам относит себя к той или иной прослойке, той или иной истории, сам выбирает систему ценностей и идеалов. Социальная идентичность бывает унаследованной, то есть усвоенной от предшествующих поколений; сконструированной через собственный выбор и собственные достижения; амбивалентной, качающейся с линией партии и в любой момент примыкающей к большинству; а также конфузийной — в которой уживается несколько диаметрально противоположных систем ценностей, как то: любовь к стихам Лины Костенко и сериалу «Сваты» одновременно. Унаследованная и достигнутая идентичность является стойкой. Амбивалентная и конфузийная свидетельствуют о неопределенности лица. Мифы вокруг неуместности, нелепости, несуразности независимости рассчитаны на то, чтобы не дать украинцам сформировать стойкие формы идентичности.
Россия продолжает прилагать усилия, чтобы деклассированное и денационализированное постсоветское болото никогда не стало нацией.
Пренебрежительное отношение к длинному пути борьбы за украинскую независимость порождает малороссийских чудовищ. При первой же возможности они готовы поступить «мудро», то есть: отречься от героев, промолчать, вонзить нож в спину и открыть ворота врагу.
Для людей, которые не осознают вес и значение Независимости Украины, сегодняшнее сопротивление российской агрессии тоже кажется надоедливым раздражителем или очередным бессмысленным поступком непонятных для них одиночек. И неважно, украшают они себя при этом веночками или демонстративно носят буденовку. Все они уничтожают украинскую идею, которая содержится в понятии «независимость». Все помнят речь Василя Стуса на премьере фильма «Тени забытых предков». Среди сплошного господства вражеского режима он осмелился публично заявить об убийстве Аллы Горской и о новом этапе истребления украинской интеллигенции. Конечно, он знал, что за это он будет арестован, а возможно даже убит. Но представьте себе, что думали в тот момент интеллигенты, которые собрались в кинотеатре посмотреть полузапрещенный фильм. «Ну зачем он это делает? Зачем? Мы тоже против всего этого, но молчим, не дергаемся и не высовываемся. Из-за него нас всех сейчас «заберут куда надо». Безумный! Разве не достаточно того, что все мы здесь? Так надо, чтобы нас всех здесь еще и пересажали?»
Украину любили не те, кто молчал, а те, кто демонстрировал несокрушимость украинского духа. Разве для таких, как Василь Стус, независимость досталась даром? В «падение независимости с неба» верят лишь те, кто никогда не боролся. Они и сейчас не борются. Ждут «новое лицо», порядочного человека при власти, справедливого распределения общих ресурсов. И путают гражданскую позицию с голосованием за очередную полову. Из-за этого потенциальные украинские державники до сих пор не имеют шанса прийти к власти в Украине. Их не воспринимает дезориентированный народ, зашикивают псевдоинтеллигенты, травят циники и хамы.
Тем не менее, у меня есть для вас и хорошая новость. Людей, которые отвергают пропагандистские мифы об украинской независимости, становится все больше. Движение на присоединение к корням и интеграцию в самоидентичность именно украинских ценностей становится все более мощным. А это значит, что независимая Украина все ближе становится к построению украинской государственности. Когда-то она все-таки дождется свободных и независимых нас.