Еще вчера мы смотрели российское телевидение в немом восхищении. Это было, захватывающее, как в цирке, феерическое пропагандистское шоу, разыгрываемое прекрасными, иногда даже гениальными актерами. Они могли внезапно показать лопнувшую то ли от удара, то ли от излишне калорийной кормежки каску бойца «Беркута», или посыпать к ужасу всей Европы голову радиоактивным пеплом. Как трудно порой оторваться от кинозаписи выступления Геббельса или Гитлера — актерские ужимки которых отрабатывались десятилетиями, так и Дмитрий Киселев ни на секунду не заставлял сомневаться пусть и в сомнительного свойства, но в высшей пробе своего профессионализма. И вот, эта эпоха минула. Акулы пропагандистской войны уступают свое место рыбешке помельче, и даже потихоньку позволяют себе покритиковать официальную информационную политику центральных информационных агентств: «Мы переступили опасную черту». Что изменилось на передовой информационной войны, почему Кремль избавляется от своих прославленных студийных генералов, продвигая в первые ряды на лихом командирском коне вчерашних сержантов, которые и лошадиного пота-то раньше не нюхали?!
• История, о которой сегодня пойдет речь, началась в далеком сибирском Иркутске, в самом конце апреля. В городскую школу № 11 нагрянули нежданные гости — молодые люди из «Федерального молодежного проекта «Сеть»», который называет себя проектом не политическим, но исключительно образовательным. Пришли не с пустыми руками, а принесли особую азбуку, которую до конца весны планируется распространить по всем иркутским школам. Азбука эта не простая, а особая — «Вежливая». Мы-то с вами привыкли, что буквы алфавита иллюстрируются вещами, знакомыми каждому ребенку, — от арбуза, бабочки, велосипеда до экскаватора, юлы и яблока. Активисты «федерального молодежного проекта» сочли эти символы чуждыми российскому ребенку. Российский ребенок, едва оторвавшись от груди матери, должен расти на совершенно других символах. — «А» это «Антимайдан», «Б» это «Беркут», «В» это «Вежливые люди»... «Отец», как некогда у Павлика Морозова, это не тот, кто вместе с твоей матерью, дал тебе жизнь, а чужой бородатый дядька в рясе — нынче патриарх Кирилл; и даже букву «П» иллюстрирует не «папа», а портрет «Путина». «И» — «История» — там обязательно с красным флагом, а «Т» — «Твердость» — обязательно с Лавровым (просто Лавровым, а не лавровым листом). Едва научившись читать, маленький россиянин уже обязан знать, что самые важные слова это «Церковь», «Севастополь», а буква «Ы» это перечеркнутая украинская «И» в украинском слове «Крим»... Всероссийская молодежная организация — без открытой информации о ее деятельности, без саморекламы, позиционирующая себя как оставщик кадров для молодежных организаций-партнеров; маленькая незаметная организация, которая взялась перепрошивать сознание всем российским детям... Таких на государственном финансировании в сегодняшней России сотни...
ОТВЕТ «ВЕЖЛИВОЙ АЗБУКЕ» ПРОПУТИНСКОГО ПРОЕКТА «СЕТЬ». ТОЛЬКО РЕАЛИЗМ, ТОЛЬКО ХАРДКОР / ИЛЛЮСТРАЦИЯ СО СТРАНИЦЫ «ФЕЙСБУК» ВЛАДИМИРА ПЛОТНИКОВА
Да не слишком ли много внимания мы уделили этому незначительному событию, и без того достаточно (пусть и по-разному) освещенному российской, украинской и мировой прессой?! Думаю, событие это быстро могло бы и забыться, если бы инициатива эта не была подхвачена центральными каналами российского телевиденья. Ведь новые российские символы, это так увлекательно! Еще несколько месяцев назад тому же телеканалу «Россия-24» хватало фантазии лишь на то, чтобы в список российских супергероев, кроме действующего президента, включить веками заезженных Ивана Сусанина, Петра Первого или, из тех кто посвежее, — Юрия Гагарина. И вот, события последних месяцев родили новую мифологию, новых героев новых российских сказок. Новую мифологию, новый эпос, который впервые опробовали накануне майских праздников на школьниках Иркутска, а в прошедший понедельник изложили уже всей стране в выпуске «Вестей с Евгением Поповым», посвященным преимущественно событиям «на» Украине. «События» эти, по утверждению Евгения Попова, послужили настоящей «музой для креативных россиян», вдохновив их создать целую галерею новых символов, новых мощных типажей России.
• Кто же эти новые типажи, призванные быть вплетенными в полотно новой России? Ба! Да это, в большинстве своем, все те же персонажи с иркутской «Вежливой азбуки»! Во-первых, это знакомые нам «Вежливые люди» — «сверхсовременные солдаты, действующие четко, профессионально, без агрессии, вызывающие у россиян гордость и уверенность в будущем». Очень жаль, конечно, что «гордость и уверенность в будущем» у россиян вызывает не ее собственная армия, а, согласно утверждениям официальных российских лиц, «стихийно возникшая самооборона», без опознавательных знаков принадлежности к каким-либо вооруженным силам, и с лицами, закрытыми балаклавами. Во-вторых, это «бесстрашная и привлекательная прокурор» Наталья Поклонская, — некогда привлекшая к себе внимание криминального авторитета «Гоблина», известного как Сергей Аксенов, и бесстрашно совмещавшая карьеру в прокуратуре с сожительством с одним из наиболее отвратительных представителей криминально-политической верхушки Крыма. Это не менее романтический, хоть и менее сексуальный «устрашающий казак Бабай, с которым лучше не спорить» — находящийся в федеральном розыске по обвинению в убийстве, уроженец Белореченска Александр Можаев. «Бородатый воин в папахе», призывающий, по его собственному определению, «царя-Путина» на голову украинских «жидомасонов». Это «командир Бабая полковник Стрелков, с внешностью дореволюционного офицера и монархическими идеями», который стал «героем современного эпоса», «вселил в кого-то уважение», а в гражданское население Донбасса и «панический страх». — На самом деле, отставной полковник ГРУ Игорь Гиркин, повоеваший на Балканах и в Чечне, заигравшийся в исторические реконструкторы, заждавшийся нового русского царя, а пока разменявший офицерскую честь на тактику живого щита из стариков, женщин и детей. «Небывалый интерес» по мнению Евгения Попова, вызывает и «мер Славянска Пономарев — человек простой», который «за словом, часто и непечатным, в карман не полезет» (действительно, кроме непечатных слов, с русским языком Вячеслав Пономарев знаком поверхностно). Рейтинг новых супергероев России замыкает «статный хладнокровный министр иностранных дел Лавров, который поразил мир и россиян своей безграничной компетентностью и упорством в отстаивании российских интересов». Пусть Евгений Попов и спутал в своей характеристике «лживость» и «беспринципность» с «компетентностью» (впрочем, а почему, на самом деле, нельзя допустить существование компетентных лгунов — если признать ложь профессией, или даже призванием, конечно), но в глубине души каждый украинец готов отдать место Лаврова своему «супергерою» — представителю России в ООН Виталию Чуркину, не побоявшемуся в одиночку испить до дна чашу презрения всего цивилизованного и даже не очень мира.
Когда-то, спустя 15 лет по окончании войны 1812 года, первой из получивших в России название Отечественной войн, в императорском Зимнем дворце в Санкт-Петербурге была создана Военная галерея — галерея портретов генералов и особо отличившихся менее именитых героев завершившейся войны. Теперь, усилиями пропагандистов новой эпохи, после окончания новой, в этот раз войны, которая в истории получит название Бесславной или Бесчестной, создается галерея совсем других героев — не прославившихся генералов, а воров, убийц и проституток, военных, стыдливо скрывающих знаки отличия, и руконепожатных дипломатов, с изображениями которых в одном ряду можно повесить разве что портрет главы нацистской дипломатии Иоахима фон Риббентропа, — человека, нарушившего все без исключения соглашения им заключенные. В России, в который раз в ее истории, наступают новые времена, со своими героями, со своей мифологией...
• Новые сказки требуют новых рассказчиков, новые традиция сказания. Новые сказки не терпят ярких сказителей, здесь ярким блеском может сиять лишь один главный герой в Кремле, остальные же, подобно ночному светилу, светят лишь отраженным светом. Здесь актер, певец, олимпийский чемпион становятся звездами только тогда, когда на премьеру новой российской киноленты одевают футболку с изображением ботоксной кремлевской звезды, из по той же причине «набирающей популярность» коллекции оттого же «талантливых воронежских дизайнеров». Да и сама кинопремьера упоминается как значимое событие только потому, что кто-то пришел на нее в одежде с изображением Вождя, и, в запале верноподданнического любования изображением на футболке, как-то забывают даже упомянуть, а что за фильм, собственно, демонстрировали на этом премьерном показе. В этой новой системе ценностей нет места таким, как Дмитрий Киселев. Он слишком блистал, затмевая собою унылое серое существо, которое всеми российскими СМИ пытаются заставить плавать лучше рыбы, и летать выше стерха. Если Вождь, Диктатор, окрашен в бледно-серые тона, то те, кто его окружает, кто славит его имя, могут быть только бесцветными. Эпоха Киселева прошла, — новые безликие молодежные организации рекрутируют кадры для путинюгенда, новые безликие телеведущие только и делают, что славят портреты Вождя на футболках, а супергерои сказок новой страны все больше напоминают не добрых молодцев-богатырей, и даже не Иванов-дураков, а леших, кикимор, Соловьев-разбойников и Кощеев бессмертных. Благо, русские сказки всегда были единодушны в одном — Кощеево царство непременно падет, и самое большое зло на поверку оказывается не так уж и бессмертно.