Недавно президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп выпустили совместное заявление по поводу годовщины встречи советских и американских войск на Эльбе. В заявлении говорится о «духе Эльбы», который, якобы является примером того, «как наши страны могут отложить в сторону противоречия, выстроить доверие и сотрудничать во имя общей цели».
Во-вторых, как отмечают наблюдатели, в последние дни по инициативе Владимира Путина значительно активизировались его контакты с Дональдом Трампом. За апрель они говорили по телефону пять раз. Активизировались контакты по другим каналам. Это может свидетельствовать лишь о большом интересе Владимира Путина к решению российских проблем, которые ему не удается решить другим путем, без участия США.
В-третьих, дипломаты России уже подали несколько документов в различные международные инстанции, в ООН и Совет Европы, с предложением якобы в знак «солидарности перед лицом пандемии» снять с России санкции, которыми она была наказана за аннексию Крыма и военную агрессию в Украине.
В-четвертых, Россия уже пошла на обычный шантаж в письме председателя комитета по международным делам Госдумы Леонида Слуцкого в Сенат Италии, в котором он предлагает этой стране в знак благодарности за гуманитарную помощь во время пандемии, которая, к слову, была раскритикована итальянцами как весьма актуальная, пропагандистская и разведывательная акция, провести кампанию давления на Брюссель с целью отмены санкций.
Вполне понятно, что Леонид Слуцкий не мог сделать это только по своему усмотрению, а все эти шаги являются составными спланированной «гуманитарной атаки» России как на США, так и на европейские структуры с целью как снятия санкций, так и усиления влияния на мировые процессы. И эти атаки становятся все более циничными и назойливыми, ведь напряжение пандемии уже стало спадать, а успехов Россия так и не может добиться.
ХИТРОСТИ И СПЕЦОПЕРАЦИИ
С одной стороны, Владимир Путин всеми способами хочет демонстрировать свое мнимое согласие с Дональдом Трампом, думая, что это добавляет ему веса не только на международной арене, но и на внутреннем фронте. И это не преувеличение. Каким бы важным ни был сейчас для него имидж в мире, на первый план в последнее время выходит все же внутренняя ситуация. Во-первых, для широких кругов в России, измученных пандемией, кризисом экономики, снижением доходов и безработицей, сегодня внутренняя стабильность уже перестала быть ценностью. В России снова стали актуальными слова песни Виктора Цоя «Перемен! / Мы ждем перемен!»
С момента разговоров о возможном трансфере власти — когда Путин заговорил о создании Госсовета, мнимой неготовности пойти на пятый срок и якобы подыскивании новой должности для себя по образцу Казахстана — это и породило иллюзии многих в отношении смены внешнего курса и внутренней политики. Региональные элиты и некоторые видные политики уже начали продумывать варианты будущего устройства власти. Но Путин вовремя понял, что этот путь, как в случае с Горбачевым, может привести к новой перестройке, а значит, к уже раскритикованным им полностью либерализации и демократизации России, а потому содержит серьезные угрозы для него лично. Всего лишь за несколько дней Путин сломал эту ширму иллюзий и ввел в работу «план Б» с изменениями к Конституции, по которым с неотвратимостью бронированного поезда надвигается его президентство еще на десятилетие. Таким образом, даже гипотетическая возможность перестройки-2, а заодно и возможная либерализация и появление гражданских свобод, формирование гражданского общества в России ликвидированы.
И Путин хорошо понимает, что в этом плане демонстрация миру близости позиций и согласия с Трампом будет снижать уровень критики его диктаторских методов во внутренней политике, так как в мире уже заговорили об угрозах, которые несет и для России и для мира его бессрочное пребывание в Кремле. Таким образом, и совместное заявление с Трампом, и докучание ему телефонными разговорами, и обращение к миру с предложениями солидарности ради снятия санкций, и шантаж Италии — все это составляющие одной и той же спецоперации для удержания власти в руках Путина. Очевидно, что это часть той гибридной войны, которую Россия ведет в Европе и теперь распространяет ее фронт и на США, и лично на Дональда Трампа. Понимает ли он это?
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК РАЗВАЛИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ
Но если во внутренней политике Владимир Путин полновластный хозяин, ибо из всех губерний уже раздаются голоса о поддержке изменений к Конституции — а где прошли акции протеста, там губернаторы уже не у власти, — то на внешней арене ситуация сложнее. В мире, а тем более в Германии, хорошо понимают, что Эльба, как бы этого ни хотелось Путину, «рекой дружбы» не была. Эльба была границей между, как писали компартийные пропагандисты, «двумя мирами, двумя образами жизни». Эльба — это была та же берлинская стена, только не из камня, а из воды. Причем вырваться на свободу — означало перейти эту «стену» с востока на запад, а не наоборот. По обе стороны понимали, что на ее берегах живут соперники, с обеих сторон накапливалась военная сила, готовая ударить неожиданно. И удар в августе 1968 года по Чехословакии — это был, в том числе, и удар по тому символическому мосту рукопожатия на Эльбе, хоть самую реку Лабу, как зовут ее чехи, для этого переходить и не надо было. Поэтому вполне понятно, что заигрывания Путина перед Трампом — это попытка выйти на новые перезагрузки отношений. И хотя Россия на это искренне надеется, однако Америкой правят не такие простаки, как кажется Москве, и они хорошо помнят, что если первая перезагрузка Москвы и Вашингтона не принесла положительных результатов, то стоит ли затевать вторую? Путин может соблазнить Трампа, но не соблазнит его многочисленных критиков, с пустыми заявлениями мирятся, но пойти навстречу Москве в каких-то важных уступках не дадут.
И отказ посла Украины в Германии Андрея Мельника от участия в минувшую субботу в церемонии завершения Второй мировой войны вместе с представителями России — вполне закономерный демарш украинской дипломатии. «Даже в жутком сне не мог бы себе представить возложение венков вместе с представителями страны, которая более шести лет ведет циничную и кровавую войну на Востоке Украины», — заявил посол.
Однако в берлинской газете Tagesspiegel экс-канцлер Германии, а сейчас глава акционеров «Северного потока-2», который, как считают в Москве, провалил этот проект, Шредер выступил с интервью, в котором заявил, что «ни один российский президент никогда не отдаст Украине Крым» . Надо же топ-лоббисту проектов Путина чем-то задобрить своего патрона. Андрей Мельник предложил экс-канцлеру пари — еще при его жизни Крым непременно вернется в Украину, и это так же ясно, как то, что солнце восходит на Востоке и садится на Западе!
Но Путину сегодня безразлично, ему важно засветиться в одном деле с Трампом. Другое дело, для чего это Трампу? Потому что его советники, как и главные американские политики, не могут не понимать истинных намерений Путина. Не могут не учитывать и бэкграунд отношений — вмешательство в выборы, сбитый самолет рейса МН-17, террористические атаки по всему миру, в том числе новые угрозы Чехии по поводу перемещения памятника маршалу Коневу и установка памятника бойцам РОА, которые поддержали пражское восстание. Очевидно, Трамп демонстрирует пластичность и гибкость своей политики, ведь его выборы еще впереди, а часть избирателей предпочитает иметь хорошие, во всяком случае менее конфликтные, отношения с Россией.
Тот факт, что Генассамблея ООН, а впоследствии и структуры Совета Европы, отклонили обращение России о так называемой «солидарности», то есть снятии санкций, свидетельствует о том, что мир хорошо понимает настоящие стремления России. «Санкции Запада против России не препятствуют борьбе российской стороны с коронавирусом COVID-19, поэтому вопрос об их отмене стоять не должен, независимо от течения пандемии», — заявил официальный представитель Еврокомиссии Питер Стано.
ФОТО РЕЙТЕР
Можно сказать также, что не достигнет цели и шантаж Россией властных структур Италии. Сам факт обнародования письма Леонида Слуцкого сенатором Италии Вито Петрочелли, в котором просьба названа шантажом и «выставлением счета» за гуманитарную помощь, которая не была не гуманитарной, не помощью, говорит о негативном отношении чиновников Италии к такой российской дерзости. Тем более что практически накануне итальянская газета La Stampa опубликовала результаты своего расследования, в котором пришла к выводу, что недавняя высадка войск России в Италии под видом борьбы с коронавирусом на самом деле была масштабной разведывательной операцией. А тот факт, что россияне по пути своего следования самовольно меняли флаги Евросоюза на российские триколоры, говорит об агрессивной пропагандистской цели. Однако Италия — это не крымский Совмин.
Но не исключено, что подобные письма от того же Леонида Слуцкого или других глав комитетов или иных должностных лиц еще идут, а может и пришли, но еще не обнародованы должностными лицами других европейских государств. В Москве просто не могут не возлагать надежды, например, на «Альтернативу для Германии» в Берлине, которая поддерживала аннексию Крыма, или на усилия лидера французского «Национального фронта» Марин Ле Пен, от которой можно потребовать благодарности за поддержку и финансирование. Понятно, что эти оба политика не заинтересованы в разглашении тайн переписки, но ввиду того, что пророссийские демарши для них и раньше были привычными методами работы, можно надеяться, что Путин не обошел их вниманием. Вот только даст ли это положительный результат, так как тщательно выстроенный домик московской спецоперации по всему миру стал разваливаться недостроенным.