Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Харцызск как символ

Партия Регионов, которая уже больше десятилетия хозяйничает на местах, гуманитарные запросы Донеччины игнорировала, экономические — лоббировала, но лишь для разных там «генералов»
15 мая, 2014 - 10:43
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Небольшой городок на востоке Украины Харцизск — моя малая родина. Сегодня я мысленно прощаюсь с ней, ведь большинство из тех, кого я знаю, и которые пришли на «референдум» 11 мая, выразили желание отделиться в так называемую Донецкую народную республику, а по сути, отойти к соседнему государству, назвав свою землю «исконно русской». Как может быть русским город с таким названием? Харциз с тюркского — разбойник. А еще есть легенда, будто был такой казак, который защищал украинскую землю от нападавших. Вместе с побратимом Савуром они приняли неравный бой, и чтобы предупредить казацкую стражу о близкой опасности, Харциз поджег себя. Савура же татары изрубили на куски, а на месте гибели героя выросла Савур-могила, которая в те древние времена была границей наших, украинских, а не «исконно русских» территорий.

Тех, кто идет на «референдум», можно узнать по праздничному наряду. Так торжественно здесь наряжаются на праздники и на базар, потому что больше «в люди» некуда выйти. На избирательном участке в школе не слишком людно. Бюллетени с непритязательным орнаментом напечатаны на принтере, без номеров. Из признаков защиты — только печать и подпись человека, который эту бумажку выдал. Этот участок объединяет несколько обычных участков, но в 12 часов дня урны едва заполнены, а в 15 около школы вообще пусто. Поэтому говорить о явке даже в 75% нет оснований. В списки желающих вносят без всяческих формальностей. Нужен только паспорт с пропиской. Автоматчиков нет, из охраны — только пожилой мужчина и юноша в камуфляже. Из динамиков раздается шансонный «гимн» Донецкой республики. Замечаю старушку на стуле, она вчитывается в бюллетень и просит объяснить, что там написано. Сразу же находится женщина, которая советует поставить «галочку» в клеточке «За государственный суверенитет ДНР». Делаю ей замечание, женщина возмущается. «Мне уже немного жить осталось, — говорит бабушка, — о детях думаю, они — за Украину». Можно надеяться, что хотя бы два голоса против ДыРы, как называют самопровозглашенную республику проукраинские активисты, на этом участке есть. Но посчитают ли их?

В советские времена за Харцизском закрепилось второе название — Донбасс в миниатюре. Здесь работало несколько шахт, трубный, сталепроволочно-канатный и машиностроительный заводы, завод арматурного литья, предприятия пищевой промышленности, государственная районная электростанция, железная дорога. Когда-то мимо станции Харцизск проезжал А. Чехов, тот самый, которого Янукович назвал «великим украинским поэтом». Именем Чехова в Харцизске назван парк культуры и отдыха, в нем были современные на то время аттракционы, игровые автоматы, природоведческий музей, планетарий и зоопарк «Харцизская Аскания» с медведями, волками, оленями, страусами и даже мартышками. В городе работал бассейн, стадион, кинотеатры, дворцы культуры. В советские времена Харцизск получил серебряную медаль ВДНХ СССР за уровень благоустройства. Львиная доля этих богатств, бесплатно полученная новыми «эффективными владельцами», порезана на металлолом или просто в запустении. На фоне современного безденежья советское прошлое кажется раем. Неудивительно, что люди хотят банального благосостояния. Странно, что они ассоциируют объединение с Россией с возвращением в СССР. Но есть и другие — идейные сторонники ДНР, которые ведут родословную этого новообразования от Донецко-Криворожской республики, созданной Артемом в 1918 году. Тогда территории Донецкой, Харьковской, Луганской и Запорожской областей оторвали от Украины и присоединили к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. Как для первых, так и для вторых, образование ДНР — лишь ступенька на пути обратно в прошлое. Самое страшное и самое непонятное, по крайней мере, для меня, что люди готовы ради такой призрачной цели погибать сами и убивать других.

Наибольшая беда Донбасса в том, что он остался без политического представительства. Партия регионов, которая уже свыше десяти лет хозяйничает на местах, и почти столько же была самой большой, соответственно, и самой влиятельной политической силой страны, гуманитарные запросы Донетчины игнорировала, экономические — лоббировала, но удивительным образом все средства оседали в карманах чиновников у разнообразных «генералов», которые уже по своему усмотрению делились ими с населением. Повезло с «генералом», как Мариуполю, — будет бесплатное молоко в детских садах и ремонт дорог. Не повезло, как Харцизску, — будет максимум фейерверк на День металлурга. По будням — холодная вода по графику, по четыре часа утром и вечером, горячей воды нет лет двадцать, уже несколько лет зимой дороги не чистят от снега, асфальт не знает даже ямочного ремонта. В прошлом году на главной улице города сняли верхний слой покрытия, новый так и не сделали. Асфальтовые обломки умудрились продать жителям околицы, чтобы они засыпали ямы на грунтовках. Никто не знает, как этим местным неурядицам поможет референдум, но Донбасс хочет быть услышанным. К сожалению, именно «дээнеровцы» громче всех вопят: «Путин, помоги!», а в такой шумихе голоса других представителей Донецка теряются. Но у них тоже есть что сказать.

Во-первых, люди напуганы. С одной стороны — местный криминал, который «подмазался» под ДНР. Люди с автоматами ходят по автосалонам Донецка и требуют не что-нибудь, а дорогие внедорожники «на нужды революции». Вернулся уже забытый рэкет и киднепинг. Любые уголовные «разборки» и ограбления мгновенно списывают на «Правый сектор». С другой стороны — украинские военные. Когда в городе действует группа диверсантов-террористов, как ситуации может помочь танк или гаубица? Разрушить дом, на крыше которого засел снайпер, и похоронить под обломками десятки людей? Здесь вопросов больше, чем ответов. Понятно, что не обо всем можно сейчас говорить. Но эвакуировать население из того же Славянска, кажется, не собирались. Указаний относительно работы хотя бы государственных учреждений, чтобы люди не спешили под пулями на рабочее место, не поступало. В Славянске полным ходом идет АТО, а главный педагог Донецкой области докладывает, что все детские сады в городе работают, и родители, если хотят, могут приводить в них детей. Информации о ходе антитеррористической операции — ноль. Нет ни ежедневных докладов о ходе АТО, ни экстренных выпусков новостей. В информационном вакууме рождаются слухи, один лучше другого: то под Донецком «ополченцы» обезвредили двухметровых наемников-негров, то на Славянск из вертолетов сыпали дуст! А главное, в проукраинской среде тоже начинается паника: «Донбасс слили!»

Во-вторых, киевская власть даже не пытается играть на опережение. Очевидно, что на Донбассе повторяется крымский сценарий с небольшими вариациями. Способов решения проблемы всего два: или военный, который нам не очень пока что удается, и который скорее законсервирует ситуацию до следующего заострения, ведь Россия лишь расцарапала наши внутренние болячки; или политический, который заставит эти внутренние болячки лечить, а не просто обезболивать. Был момент, когда, казалось, инициативу перехватила киевская власть. Месяц назад, 14 апреля, Александр Турчинов заявил, что вместе с президентскими выборами может состояться и всеукраинский референдум. Реакции со стороны «дээнэровцев» на нее не было, что вполне ожидаемо. Немного спустя об одновременном с выборами референдуме просил уже глава облгосадминистрации Донетчины Сергей Тарута, но заявление как-то забылось, и уже со стороны Киева не было четкой реакции. Впрочем, установить условную точку отсчета будущих новых отношений с Донбассом с помощью настоящего всеукраинского референдума все же лучше, чем проливать кровь. Но время идет, а кровь льется.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ