1. Французская TotalEnergies, один из крупнейших иностранных инвесторов в российском ТЭК, приняла решение об отказе от закупки российской нефти и нефтепродуктов, а также приостановке инвестиций в проект «Арктик СПГ 2». «Учитывая ухудшение ситуации в Украине и наличие альтернативных источников поставок в Европу, TotalEnergies в одностороннем порядке приняла решение больше не заключать и не продлевать контракты на закупку российской нефти и нефтепродуктов, чтобы прекратить все закупки российской нефти и нефтепродуктов как можно быстрее и не позже конца 202 года», - говорится в заявлении компании. Кроме того, компания приняла решение больше не регистрировать резервы в рамках проекта «Арктик СПГ 2» на своих счетах и отказаться от дальнейших инвестиций в него.
2. Финский концерн Nokian Tyres прекращает инвестиции в производство автомобильных покрышек на территории РФ, сообщает пресс-служба компании. При этом компания продолжит выпуск шин на заводе во Всеволожском районе Ленинградской области. «Продолжая производство шин для легковых автомобилей в России, мы хотим, чтобы Nokian Tyres продолжала управлять заводом и контролировать его. Мы больше не инвестируем в российское производство», – говорится в сообщении. Между тем компания планирует нарастить мощности своих заводов в Финляндии и США. В перспективе компания рассчитывает производить все шины, продаваемые в Северной Европе, в финском городе Нокиа, а шины для Северной Америки – также в Нокиа и в США. В настоящее время тяжелые шины компания разрабатывает и производит в Финляндии. Грузовые и автобусные шины разрабатываются в Финляндии, а производятся в других странах. Nokian Tyres производит и продает шины для легковых автомобилей и внедорожников, коммерческого и грузового транспорта и индустриальной техники. В концерн также входит сеть шинных центров Vianor. Российский завод Nokian Tyres был открыт в сентябре 2005 года, на нем действуют 14 производственных линий мощностью 17 млн шин в год.
3. Власти РФ ожидают рекордную безработицу и пытаются стимулировать крупные компании к сохранению занятости. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рассчитывает, что крупные госкомпании последуют примеру ОАО «РЖД», которое отказалось от сокращения штата сотрудников из-за сложившейся экономической ситуации. Она сказала это гендиректору РЖД Олегу Белозерову, который провел встречу с сенаторами. «Знаю, что сокращение численности штата в компании не ведется. Это решение руководства РЖД, которое, я считаю, должно стать примером и для других наших крупных государственных компаний», - сказала спикер. Она выразила уверенность, что руководство РЖД сделает все возможное, чтобы многотысячный коллектив предприятия «сохранил и заработок, и социальные гарантии в этой нестандартной экономической ситуации», и назвала это главной социальной миссией топ-менеджмента.
4. Лондонская биржа металлов (LME) обсуждает с государственными органами власти вопрос о возможном запрете на отгрузку российских металлов на склады биржи, заявил главный исполнительный директор LME Мэтью Чемберлен в интервью агентству Bloomberg. LME хочет приложить все усилия, чтобы «не быть частью финансирования каких-либо преступлений», сказал Чемберлен. Однако, по его словам, биржа будет руководствоваться государственной политикой, и в настоящее время крупные российские производители металлов не подпадают под санкции.
В прошлую пятницу комитет по меди LME – консультативная группа, в которую входят представители крупных горнодобывающих компаний, трейдеров и потребителей металлов, рекомендовал запретить новые поставки меди из РФ на склады LME. Комитет, однако, играет только консультативную роль. Сама биржа заявила, что на данный момент не планирует предпринимать никаких действий, выходящих за рамки антироссийских санкций, в том числе вводить ограничения на обращение металла из РФ в системе LME. «Если мы запретим поставку металлов на наши склады, мы примем решение, касающееся не только нашего бизнеса, мы примем решение от имени всего рынка, - заявил Чемберлен. - Пока российский металл не подпадает под санкции, и потому его поставки разрешены». Чемберлен, однако, не исключает возможности введения запрета в будущем. «Мы, конечно, работаем с правительством, чтобы донести до него опасения рынка, и мы увидим, к чему это приведет», – сказал он.
5. РФ остается зависимым от кормов из ЕС. С начала года по 10 марта Россия импортировала 82,2 тысячи тонн кормовой продукции для продуктивных животных, что на 23% больше, чем годом ранее, сообщил Россельхознадзор. Импорт кормовых добавок, действующим веществом которых являются аминокислоты, вырос на 20%, до 25,9 тысячи тонн. Глобальные перебои в поставках не фиксируются, отметило ведомство. Данные были опубликованы после того, как глава Россельхознадзора Сергей Данкверт обсудил поставки зарубежных кормов и кормовых добавок с предпринимателями. Для диверсификации снабжения Россельхознадзор разрешил ввоз продукции трем белорусским предприятиям, одному – киргизскому. Право на поставку холин хлорида и лизина получили китайские предприятия. Рассматривается вопрос расширения списка поставщиков из Бразилии, Аргентины, Турции, Китая и других стран. По данным службы на 11 марта, с начала года в Россию ввезли 12 тысяч тонн лизина, что на 96% больше, чем за аналогичный период прошлого года (6,1 тысячи тонн). Импорт бетаина вырос почти в четыре раза – с 262 тонн до 1 000 тонн. Объемы поставок валина увеличились фактически втрое – с 428 тонн до 1,26 тысячи тонн. На 10% возросло количество ввезенного метионина – с 5,9 тысячи тонн до 6,5 тысячи тонн. Кроме того, существенно увеличился экспорт в Россию витаминов А, Е, К3, В1, В2 (рибофлавин), В3, В6 и В9. «Из ряда добавок поставки снизились, однако это не связано с ограничениями Россельхознадзора и, по мнению ведомства, может быть компенсировано за счет открытия новых предприятий-экспортеров, в том числе из Китая», - говорится в пресс-релизе. Россельхознадзор решил продлить переходный период для ввоза кормов для домашних животных до 31 декабря 2022 года. Это касается определенного перечня предприятий Нидерландов, Германии, Великобритании, Испании, Бельгии и Дании. При этом из Франции, Австрии, Италии, Венгрии, Норвегии, Китая, Бразилии корма ввозятся без ограничений.
6. Российский авиапром не получает компоненты из-за границы даже по предоплаченным заказам, они сейчас заморожены, сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров журналистам. «Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации, при том что даже заранее предоплаченные заказы они сегодня заморожены и не поставляются. Причем объяснений нет никаких», - заявил он на брифинге во вторник. «Мы сделали вывод, что ждать точно у моря погоды нет смысла, и будем интенсифицировать работы по импортозамещению, имея в виду заранее уже подписанные соглашения с компаниями, кто заинтересован в этой работе», - добавил министр. По его словам, речь идет не только о российских компаниях, но и о международной кооперации с «дружественными странами». «Прежде всего, это всем известные структуры, которые располагаются на территории России, но мы не исключаем международной кооперации с дружественными нам странами, которые есть», - отметил Мантуров.
Евросоюз 26 февраля ввел санкции против РФ в связи с войной в Украине. В соответствии с ними запрещено поставлять в Россию гражданские самолеты и запчасти, предоставлять услуги по их техническому обслуживанию и страхованию. Санкции также запрещают поставки в РФ систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники. В международной кооперации РФ производит, в частности, самолеты Superjet 100 и МС-21.
7. Минтранс с учетом санкций снизил прогноз пассажиропотока российских авиакомпаний в 2022 году до 90-100 млн человек, сообщил в Совете Федерации глава ведомства Виталий Савельев. Он уточнил, что показатель составит около 90 млн пассажиров, если российский туристический бизнес продолжит развиваться, добавил он. Если такие страны, как Турция и Египет, продолжат принимать российских туристов, можно рассчитывать на пассажиропоток в 100 млн человек, продолжил министр. Он уточнил, что это лишь ориентировочные прогнозы, потому что ситуация с санкциями постоянно меняется. В начале февраля Минтранс ожидал, что пассажиропоток российских авиакомпаний в 2022 году превзойдет результат допандемийного 2019 года, когда было перевезено 128 млн человек. В 2020 году из-за коронавируса показатель обвалился на 46%, составив 69 млн человек. В 2021 году российские авиакомпании перевезли более 111 млн пассажиров. После введения санкций из 114 зарегистрированных в России авиакомпаний три не смогли подтвердить сертификаты летной годности, отметил Савельев и добавил, что 111 авиакомпаний «вполне достаточно». По его словам, 32 авиакомпании из 22 стран мира продолжают летать в Россию, «особенно хорошо» летают арабские перевозчики, например Emirates, отметил Савельев. Отвечая на вопрос участника заседания о возможности допуска к внутренним маршрутам авиакомпаний из ближнего зарубежья, глава Минтранса заявил, что это приведет к негативным последствиям для российской авиаотрасли. !Попросить их летать к нам – "за", дать им приоритет по направлениям – "за", уже дали. Но чего мы не можем и не должны допустить – это каботаж внутри России, это положит всю авиацию. Дать 8-ю, 9-ю "свободы воздуха" - все, больше авиацию России не поднять, это я вам официально говорю! Можно давать рейсы и увеличивать их сюда и отсюда – внутрь России впускать их нельзя. Надо будет здесь самим корячится, вырваться», - парировал Савельев .
8. Почти 80 самолетов российских авиакомпаний были арестованы за границей из-за антироссийских санкций, сообщил глава Минтранса РФ Виталий Савельев. «У нас всего самолетов в стране было (до санкций. – ИФ) – 1,367 тыс. Мы потеряли 78 машин, они были арестованы у нас во время полетов», – сказал Савельев в ходе заседания комитета Совета Федерации по экономической политике. Лайнеры были арестованы, в частности, в дружественных РФ странах – в Турции, Азербайджане, Армении, отметил он. По словам Савельева, РФ пытается договориться с западными лизинговыми компаниями о выкупе самолетов, но те не идут на переговоры. В таких условиях РФ начала переводить авиапарк в российский реестр. «Мы уже перевели (в российский реестр. – ИФ) почти 800 машин, мы их страхуем в российских перестраховочных компаниях, при ЦБ которые есть, – самолеты остаются. Мы ищем легальные пути договориться с лизингодателями и решить этот вопрос, но пока не удается. Там есть запрет и требование возвращения, они не хотят вступать в переговоры о компенсации им оплаты и выкупе у них судов в собственность российскими авиакомпаниями», - сказал Савельев. «Однако мы надежду не теряем и мы их не отдаем. Потому что отдать - значит оставить себя без авиации. Вы это понимаете, и потому такое решение правительство приняло», - добавил он. Полеты продолжаются, но на каком-то этапе перевозчикам понадобятся запчасти для самолетов, признал министр. По его словам, власти ищут решение этого вопроса, на данный момент ориентируясь на опыт Ирана, который находится под санкциями многие годы.
9. Французский банк BNP Paribas SA сообщил, что не будет совершать новых операций в России, присоединившись к растущему списку европейских компаний, стремящихся сократить присутствие в стране после начала военной операции в Украине. Банк решил приостановить новое финансирование и деловые операции в России. BNP Paribas также сообщил корпоративным клиентам о том, что его российское подразделение не сможет обрабатывать их транзакции с конца марта. Банк напомнил, что постепенно сокращал присутствие в России за последние несколько лет, и до текущего момента оно было ограниченным.
10. Повышение цен в РФ по ряду тарифных планов на мобильную связь из-за кризиса, вызванного ситуацией в Украине, ожидается в этом году, по разным оценкам, их рост может составить 10–20%, считают опрошенные эксперты. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин прогнозирует, что тарифы могут быть пересмотрены уже в конце марта – начале апреля. «Повышение будет не сразу, на каких-то тарифных планах – да, на каких-то – нет, но в целом рост на 10% для ряда тарифов и не для всех абонентов в России. Сейчас каждый оператор будет выбирать стратегию, как он будет повышать цены, на каких тарифах и поэтапно вводить», – считает он. По словам Муртазина, такой шаг продиктован кризисом в России, и для операторов это способ заработка в сложившейся ситуации. В РФ очень дешевая связь и расходы на нее по доходам населения минимальны. Исходя из этого, у нас недооценена цена связи как минимум в 2–2,5 раза. Поэтому повышать есть куда. И если сравнивать с Европой, Америкой, Азией, связь должна стоить дороже. «Если ситуация с войной не улучшится, учитывая, что все оборудование, которое сейчас установлено на сетях GSM, 3G, LTE, импортное, а два вендора уже перестали работать (это Nokia и Ericsson, остался только Huawei), то это приведет к дальнейшему повышению», – сказал он агентству. Как отметил аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин, сейчас в России нестандартная ситуация и, как будут вести себя операторы в новых условиях, неясно. «Раньше в нормальных условиях пересмотр тарифов был примерно раз в год, но не по всей линейке, в основном росли цены на архивные тарифы. Если структура, принятая на рынке, сохранится, то ожидается дальнейшее повышение в начале 2023 года», - заявил он агентству. В Tele2, МТС, «Билайне» и «МегаФоне» отказались от комментариев.
Богдан ДАНИЛИШИН, председатель Совета Национального Банка Украины