Мир — это не баланс между разными силами и не равновесие добра и зла на чаше весов истории. Мир — христианская обязанность людей... Такие слова произнес Папа Франциск-I на рождественской проповеди, в то время, когда шайка насильников «неизвестного» происхождения избивала до полусмерти Таню Черновил, нашу коллегу, хрупкую женщину, спешащую после работы к своему ребенку. Казалось бы, далеки от реальной жизни религиозные идеалы. Советы и мудрость святых отцов часто уступают аргументам физического воздействия, которые применяют, увы, неистово крестящиеся прихожане. Вчера они ставят свечки в церквях, а сегодня разрушают храмы людских душ. Ужасный диссонанс слов и поступков. Но, именно такие события и действия помогают сегодня понять смысл происходящего в стране.
Блогерская и медийная среда давно гудит растревоженным ульем о Майдане, его победах и неудачах. И хотя украинское название площади, зазвучавшее на всех языках мира без перевода, не оформилось в завершившийся факт истории, его уже оценивают, анализируют и встраивают в систему ивентов года. Дескать, хорошо по массовости, но плохо по результатам. Нечего в палатках сидеть, пора идти в Хонку Верховного главнокомандующего, или по домам. Ура, Майдан победил! Караул, Майдан проиграл! Подождите, друзья, писать рецензии в начале пьесы. Все только начинается. Существование Майдана в мирном и стабильно протестном состоянии разрушает режим больше, чем «наступление» по всем фронтам.
Палаточный городок, раскинувшийся на центральной площади крупного европейского города и живущий, как скаутский лагерь на лоне природы — явление неординарное для видавшего виды континента. Там давно отвыкли от уличных столкновений. Погромы в городах, по каким бы причинам они не возникали, одинаково страшат власть и население. В 1947 году 70% немецкой общественности считало Гитлера выдающимся политиком современности. В 1951-ом таким его называли только 5% взрослых немцев. Это к тому, что кровавые лидеры давно вышли из моды и более шести десятилетий европейцы предпочитают ненасильственный мир всякому другому. Организовав «священный поход» против, воров, взяточников и других преступников, не удастся получить моральную поддержку европейцев. Они привыкли решать политические проблемы правовым способом. А мы при полном отсутствии права, вынуждены отвечать на насилие только словами. Тяжелая, как крест Спасителя миссия подставлять щеки для ударов. Но иного сегодня не дано. Иначе сбудется кремлевская мечта — вывести на дорогу войны мирную Украину. Тогда все пропагандистские страшилки, придуманные в недрах российского «Украинского выбора», станут реальностью, и мы получим вместо парализованной власти дееспособную диктатору, усиленную кумовским ресурсом.
Наш мирный протест — эффективная психическая атака против силовиков, боевиков, и чужаков с кастетами и дубинами в руках. Они не выдерживают толерантности, как осы дихлофос, и бросаются на раздражитель или в разные стороны. И будь они даже огромным слоном, заноза Майдана, рано или поздно свалит их с ног.
Во-первых, главная площадь столицы, удаленная от власти, важнейший аргумент политики, вроде знамени победы над Рейхстагом, показывает, кому принадлежит город. Как бы не воротили от него нос, как бы не закрывали глаза и уши, факт существования территории свободы, на которую стремится попасть чуть ли не каждый гражданин Украины, сигнал дипломатам и лидерам соседних стран. Осторожно! Здесь происходят крупные перемены.
Во-вторых, Майдан забирает у власти самое дорогое — деньги. Им накладно держать в Киеве армию милиционеров, оплачивать «альтернативные» мероприятия, переводить чиновников на режим работы фрилансеров. Не зря они экономят на своих же сторонниках. Видно, власть не способна выполнять представительские функции и затрудняется в осуществлении организационных.
В-третьих, Майдан, соскоблил остатки белой краски с воронов и сдул голубиные перья на коршунах. Благодаря горящим кострам и казанам с кашей на местах былых парадных шествий, мы увидели подлинное лицо системы, выстроенной Виктором Януковичем и его предшественниками. Лживое, хмурое, агрессивное и мало подверженное чувствам сострадания и любви. Неожиданность не в упавшем покрывале, а в реакции на мирные акции. Мы им креатив самодельных плакатов — они нам дубинами серийного производства по почкам. Такой общеполитический обмен. Недавно прочел в ленте сообщений, как «герой антимайдана» из Севастополя рассказывал о своих впечатлениях пребывания в Мариинском парке. Говорил, было страшно оказаться окруженным кольцом киевлян с обрезами под куртками. Очень понятная реакция человека «уважающего язык силы». Ему необходима физическая угроза, поскольку без нее он теряет мотив собственного героизма и смысл происходящего.
Наконец, в-четвертых, Майдан расколол партийное единство правящей олигархии. В монолитных рядах, распорядителей имущества и бюджета страны, появились несогласные с курсом, перебежчики, противники, а главное — разные идейные платформы. Обнаружились готовые полностью сдать страну «братскому режиму», и желающие продать ее частями, предпочитающие европейский выбор безоговорочно, и колеблющиеся между западом и востоком.
Четыре блюда, приготовленные в казанах Майдана, над дымящимися кострами, напоминающими в эти дни очаги пастухов, которым суждено увидеть первыми свет Вифлеемской звезды. И хотя не все из нас склонны с помощью религиозных метафор отвечать на современные вызовы, все же, доверимся чувствам и опыту. Во всей долгой и кровавой летописи нашей страны, лучшие страницы посвящены не силе оружия, военному искусству и благородным порывам мести. Мы побеждали доброй волей и силой духа. Они не заметены песками прошлого, а раскрылись сейчас в новом виде и сейчас поражают весь мир. Российские, польские, немецкие, испанские очерки о Майдане - это восхищение новым явлением европейской жизни: самым длительным в истории континента мирным протестом. У нас же, под шпицрутенами «беркутовцев», ощущения иные.
«Іди — щоб серце висвітлить
з ночей
у майовому полі на безмежжі.
І не барись — ти завше
вічний дервіш
з сомнамбулічним
спалахом очей.
Тож проривайся — в поле,
до води,
до гір, до зір, до молодого сміху.
Тож проривайся —
крізь людську
зловтіху,пересуди, і осуди,
й суди.»
Это стихи Василия Стуса, Героя Украины, никогда не державшего в руках оружия.