23 января 1713 года во исполнение статьи 3-й «Пактов и Конституций» Пилипа Орлика в 1710 году между Украинским казацким государством и Крымским ханством был заключен мирный договор о «вечной дружбе» и «неразрывном военном союзе» против Московского царства. В частности, в этом важном для истории украинского и татарского народов военно-политическом договоре шла речь о том, что «когда, Божьей волей, враг-москаль будет изгнан, ослабленный и вынужденный попросить мира, тогда, так же как мы объединены и связаны договором во время войны, так и в мирное время будем сохранять наше единство и обещаем, что не расстанемся до конца наших дней».
И хотя в силу обстоятельств этот украинско-татарский договор так и не был воплощен в жизнь, однако Крымское ханство не оставляло попыток покорить амбициозного и непокорного русского царя Петра I. Это делалось не только с помощью военной силы, но и постоянного и настойчивого дипломатического давления на Москву. Ведь еще с XV века великие московские князья платили большую дань (в источниках упоминается как «откуп», «выход», «поминки», «упоминки», «дача») крымским ханам.
• Факт выплаты Российским государством больших денежных сумм татарам был засвидетельствован многими международными актами и документами. Уплата регулярных «поминков», в частности, зафиксирована в грамоте царя Алексея Михайловича крымскому хану Адил-Гирею за 1670 год (Полное собрание российских законов. — Т.1. — №469. — С.836). «Да за прошлые на три года, казна наша без убавки к нам прислать; и впредь от нынешнего 1091 (1681) года казну нашу, против росписей на розменном месте отдавать. Да братьям нашим калге-салтану и нурадын-салтану и детям нашим, салтанам и дочерям и женам и скопцам и карчеям и ближним людям и детям нашим и внутренним отрочатам нашим всем, которым прежде сего что бывало, посылати, как в росписи написано, все то присылки и впредь посылать же без убавки (выдел. — Т. Ч.)» — такое положение Бахчисарайского мира в 1681 году между царем и султаном убедительно засвидетельствовало регулярность поступления дани из России в Крым (Статейный список стольника Василия Тяпкина и дьяка Никиты Зотова, посольства в Крым в 1680 году. — Одесса, 1880. — С.270 — 271).
• О «розменном месте» и механизме процедуры передачи денежной дани писал в 1685 году русский генерал шотландского происхождения Патрик Гордон. Он отмечал, что боярская дума в Москве «постановила, что годовое пособие или honorarium должно выдаваться татарам на обычном месте встречи для размена пленных у Переволочны». В 1692 году царь Петр I отчитывался крымскому хану Саадат-Гирею, что регулярно посылает «годовую казну» в Бахчисарай, но в то же время просил того об отмене такой практики (Лашков Ф. Памятники дипломатических сношений Крымского ханства с Московским государством в XVI и XVII вв., хранящиеся в Московском Главном Архиве Министерства иностранных дел. — Симферополь, 1891. — №70. — С.205).
Только согласно положениям османско-российского Константинопольского мира 1700 года достаточно унизительная для московских царей процедура выплаты «упоминков» была на некоторое время приостановлена. Однако, несмотря на это, татары через своих хозяев в лице турецких султанов и в дальнейшем постоянно оказывали давление на «врага-москаля» с целью получения лакомой для них дани. В очередной раз «крымский запрос» о посылке в Бахчисарай из Москвы соответствующей денежной суммы был записан к одному из пунктов текста временного Адрианопольского перемирия 1713 года между Турцией и Россией. Однако к какому-то конкретному решению в этом щекотливом вопросе дело тогда еще не дошло.
• Выплата регулярной дани россиян татарам убедительно свидетельствовала об ограниченном суверенитете Российского государства в начале XVIII века, о чем шла речь во многих тогдашних дипломатических документах. В частности, в Архиве внешней политики России в фонде «Сношения с Турцией» за 1720 год (дело 2, лис.33 — 34) сохраняется один из вариантов российско-турецкого мирного договора, где был такой пункт (он повторял соответствующую статью Константинопольского договора 1700 г.): «А понеже государство всероссийское самовластное и свободное государство есть, того ради дача, которая в давных временах давана была крымским ханам и крымским татарам, ни ныне ни впредь на вечное время да не будет должна от его царского величества даваться ни от наследников его (выдел. — Т. Ч.)».
Во время подготовки «вечного мира» с Османской империей и зависимым от нее Крымским ханством, московский представитель в Стамбуле Дашков получил из Коллегии иностранных дел предварительный проект договора, где в пункте 10 говорилось об отмене на «вечные времена» этой дани. Российский посол должен был доказывать туркам, что претензии Крыма могут в будущем помешать мирным отношениям между двумя государствами, ведь «татары по обыклой своей дерзости, по причине сего непристойного запроса могли сему весьма обоим странам полезному хорошему согласию уступками повреждение и новое несогласие искать учинить». А в начале апреля 1720 года Дашкову поступило распоряжение из Москвы, что если турки и татары будут настаивать на выплате дани, то он вообще должен добиваться исключения данной статьи из текста будущего договора между обеими странами. «И при том тебе крепко стоять», — строго отмечалось в соответствующем рескрипте в Стамбул от 3 апреля того же года.
• Как отмечал по этому поводу в своем обстоятельном исследовании «Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир 1721» (увидело свет отдельной книгой в 1959 году в издательстве Академии наук СССР в Москве) известный русский историк Л. А. Никифоров: «Таким образом, в вопросе о дани крымскому хану, затрагивающий суверенитет государства, русское правительство не допускало никаких колебаний (выдел. — Т.Ч.)». После завершения Северной войны в 1700—1721 гг. переговоры об отмене московских «упоминков» Крыма приобрели новое звучание.
Следовательно, как видим, суверенным государством Россия постепенно становилась только в начале XVIII века в результате напряженных дипломатических переговоров и подписания международных договоров. В это время непреодолимое желание стать свободным государством заставило русских царей перестать выплачивать обременительную для них дань крымским ханам.