Политики предпочитают об этом молчать, но факт является фактом: система европейской безопасности, образно говоря, «накрылась медным тазом». Так же, как и система соглашений о нераспространении ядерного оружия и сокращении стратегических наступательных вооружений. Так же «накрылись» и представления о всемогуществе НАТО и ЕС, о безусловной лидерской роли США в современном мире, о способности ООН эффективно решать международные конфликты и тому подобное. Впрочем, относительно ООН такие представления оставались, по-видимому, разве что у неизлечимых романтиков и у наивных студентов, но теперь и они их утратят.
А в придачу скончались еще и благородные концепции (подтвержденные соответствующими международными соглашениями) о беспрепятственном движении по миру людей и идей.
• Конечно, в таких терминах и с такими выводами политики предпочитают публично не обсуждать последствия (предыдущие! а сколько еще впереди!) ползучей аннексии составной части Украины — Крымской автономии — Российской Федерацией и попыток России присоединить к себе еще несколько украинских областей, но не забываем: язык служит политикам для того, чтобы скрывать важные вещи от общества. А между собой, в узком засекреченном кругу, они говорят значительно откровеннее. И принимают соответствующие решения.
Впрочем, о возвращении «холодной войны» говорят уже сейчас. И политики, и СМИ. Даже генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей пастор Олаф Фюксе Твейт подчеркивает, что в мире опять повеяло холодной войной и призывает всех молиться за мир в Украине и вокруг Украины, потому что в случае, если в Крыму дойдет до «горячего» конфликта, международное сообщество потеряет способность правильно действовать в кризисных ситуациях, когда нужна общая и позитивная реакция. Пастор тоже недоговаривает, но его можно понять: ведь речь идет о крахе всего, ради чего работает Всемирный Совет Церквей...
Иначе говоря, о движении к безъядерному миру можно будет забыть.
• Вспомним: Украина стала одной из четырех государств, которые добровольно (хотя и под определенным давлением со стороны мирового сообщества) отказались от ядерного оружия. Речь идет о Беларуси, Казахстане, Украине (у которых это оружие осталось после распада СССР) и о Южно-Африканской республике (этот отказ стал составляющей отказа от системы апартеида). А заодно Украина отказалась и от стратегических наступательных вооружений — от дальних бомбардировщиков (порезаны или отданы России), от ракет большой дальности (пусть и без ядерных боеголовок), от авианосцев (недостроенный «Варяг» был продан Китаю). Кроме того, она впятеро (!!!) сократила численность своих вооруженных сил.
• Напомню, в 1991 году под юрисдикцией Украины оказались 4 танковые, 14 мотострелковых, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад (9293 танка и 11346 боевых машин), бригада спецназа, 9 бригад противовоздушной обороны, 7 полков боевых вертолетов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолетов) и отдельная армия ПВО. Ядерные силы, дислоцированные на территории Украины, имели 176 межконтинентальных баллистических ракет и около 2600 единиц тактического ядерного оружия. Общая численность войск, которые имела тогда Украина, составляла более 700 тысяч «штыков». И это не считая моряков... в 2010 году власть «регионалов» приняла Вооруженные силы Украины в количестве 186 тысяч; ныне они составляют 168 тысяч человек (из них боевого состава — 125 тысяч). Поэтому возникает закономерный вопрос: стоило ли так разоружаться? Хорошо, стратегические ядерные ракеты и бомбардировщики вряд ли нужны были Украине, а вот тактические ракеты? Даже больше: даже без ядерного оружия Украина в состоянии была не только отбить нападение вероятного противника, но и нанести ему значительный ущерб: оперативно-тактические ракетные комплексы 9К72 (по классификации НАТО — «Scud-В», или же «СКАД») позволяли наносить удары на глубину 300 км, а в случае модернизации, которую нетрудно было осуществить с использованием мощностей «Южмаша», — до 480 км. Кроме того, Украина имела в составе унаследованных от СССР воздушных армий и свою дальнюю авиацию: 30 Ту-16, 30 Ту-22КД, 30 Ту-22Р, 36 Ту-22М3 и арсеналы авиационных крылатых ракет Х-55 (1068 единиц) и Х-22 (423 единицы). В придачу к этому, в 1992 году Украина получила большую часть авиации Черноморского флота СССР, в том числе дивизию морских ракетоносцев Ту-22М2 и Ту-16К и разведывательный полк на Ту-22Р. Все эти ракетоносцы и бомбардировщики после снятия с них еще в советские времена оборудования для дозаправки в воздухе не были стратегическими, то есть не подпадали под соглашение о сокращении вооружений, а в то же время их радиуса действия хватало, чтобы достичь любой точки на территории Европы.
• Но Украина отказалась от всего этого плюс от достройки нескольких вполне современных кораблей, включительно с ракетоносным крейсером, в надежде на действие систем международной безопасности и на гарантии территориальной неприкосновенности, полученные от ядерных государств. Впрочем, и в таком случае Украина как внеблоковое государство должна была бы иметь в мирное время мобильные и оснащенные современной техникой Вооруженные силы численностью не меньше, чем 250 тысяч «штыков», а в придачу — не менее миллиона хорошо обученного резерва. Однако, заявив о внеблоковости, власть «регионалов» осенью в 2010 году все ракетные комплексы «СКАД», которые еще остались, пустила «под нож». И тогда же Министерство обороны прекратило финансирование создания новых ракетных комплексов «Сапсан», которые должны были заменить «СКАДы».
• И что же теперь? Мир наглядно видит, что Украина, которая демонстрировала свое крайнее миролюбие и на законодательном уровне провозглашала нейтралитет и внеблоковость, не имеет чем — кроме солдатского мужества — остановить нашествие российских «зеленых человечков» с самым современным оружием в руках. А все системы международной безопасности и все гарантии не срабатывают, даже больше: вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявляет о возможности применения ядерного оружия для защиты русских интересов в случае, как следует из контекста заявления, недружелюбных действий относительно его государства: «Мы никогда не приуменьшали роль ядерного оружия, оружия отплаты как большого уравнителя шансов», — отметил он. «Уравнивание шансов», очевидно, касается не Украины, а тех ядерных государств, которые будут намерены помочь ей сохранить территориальную целостность, — и этим навредить российским (читай: имперским) интересам.
А если бы Украина сама имела тактическое ядерное оружие и соответствующие наземные ракетные системы и крылатые ракеты на бомбардировщиках, то никакая Россия не полезла бы в Крым и не нацелилась бы на весь украинский восток и юг...
Также мир наглядно видит, как нагло ведет себя поддерживаемая Кремлем крымская «власть» в отношении ОБСЕ и НАТО. Первый вице-премьер марионеточного «правительства» автономии Рустан Темиргалиев («ручной» крымский татарин) заявил: «Мы открыты для международных наблюдателей, но только для настоящих наблюдателей, которые не провокации едут к нам устраивать, а следить за чистотой референдума. А группа людей, которая пыталась проехать в Крым, называясь миссией ОБСЕ, состояла преимущественно из представителей стран НАТО. В ней были исключительно военные советники стран НАТО. Военные советники нам здесь не нужны, а мы готовы принять международных наблюдателей, которые честно будут выполнять свою работу». Очевидно, именно поэтому миссию ОБСЕ трижды оттесняли от российских блок-постов на границе Крыма автоматными очередями. И ОБСЕ и НАТО все это «сжевали», не так ли?
• Поэтому вывод уже просто-таки напрашивается: если международные системы безопасности ничего не стоят, если Североатлантический Альянс бессильный, если США ограничиваются только разговорами о санкциях, то для защиты своих интересов следует немедленно разрабатывать и ставить на вооружение ядерные боеголовки и средства их доставки — по крайней мере, оперативно-тактические ракеты и самолеты. Какой там безъядерный мир? Вот Украина не только отказалась от ядерного оружия, но и передала США свои небольшие запасы высокообогащенного урана, которые использовались в научных исследованиях. Результат мы видим сегодня. И он очень неутешителен для Украины, не так ли? Иначе говоря, мощные собственные армии, ракеты и самолеты, подводные лодки и ракетные крейсеры. И атомные заряды...
• По данным экспертов, до 30 стран мира, в том числе в Азии и Латинской Америке, способны за несколько лет создать мощности для производства собственного ядерного оружия и средств его доставки. Конечно, эти процессы не будут афишироваться, но... Сегодня, кроме пятерки больших государств, ядерное оружие имеют Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. В случае, если Россия сможет хотя бы частично осуществить свои экспансионистские планы относительно Украины, этот список уже за несколько лет может де-факто удвоиться. И остановить новую «холодную войну» с непредсказуемыми последствиями смогут только те, кто остановит кремлевских агрессоров.
КОММЕНТАРИЙ
«СУГУБО ВОЕННЫХ ГАРАНТИЙ УКРАИНЕ СО СТОРОНЫ НАТО НЕТ»
Александр СУШКО, директор Евроатлантического сотрудничества:
— Безусловно, те гарантии, которые давались неядерным и внеблоковым странам, на сегодняшний день не стоят ни копейки. Это самое большое разрушительное событие для всей системы международного права. Я не представляю себе, какая страна, оказавшись в ситуации Украины с 1994 года, согласилась бы добровольно избавиться от ядерного оружия. Гарантии крупных государств, предоставленные Украине, пока ничего не стоят. Сегодня страны, которые хотят иметь ядерное оружие, получили дополнительную мотивацию ускорить свои разработки. Если говорить о НАТО, то Украина не является членом этой структуры. Поэтому каких-то гарантий, сугубо военных, со стороны этой организации у нас нет. У нас также нет двустороннего договора с Соединенными Штатами о предоставлении военной помощи. Поэтому здесь вопрос заключается лишь в доброй воле НАТО или отдельной страны оказать помощь Украине. Что касается ОБСЕ, то мы видим, что эта организация показывает свою готовность помогать Украине, однако эта помощь блокируется Россией.