Полицейский «кладет» на землю участника акции протеста, кричит ему «ложись, бандера!» и пинает... Двое персонажей в гражданском подходят к другому участнику акции «Кто заказал Катю Гандзюк?», присутствующего на избирательном форуме Петра Порошенко, не предъявляя документов, забирают и разрывают плакат с требованием наказать заказчиков убийства и конфискуют мобильник, которым тот хотел их сфотографировать. В аэропорту «Борисполь» задерживают одного из основателей инициативы «Кто заказал Катю Гандзюк?», что возвращался из Италии, где принимал участие в акции около тамошней усадьбы главы МВД Украины, на ограждении которого поместили фото активистов, что стали жертвами нападений и дела которых до сих пор не расследованы. С отделения полиции, к которому подошли активисты, внезапно высыпали юнцы в спортивной одежде, которые начали блокировать активистов.
Скажите, вам это ничего не напоминает?
Пять лет тому назад такая стилистика действий силовиков и власти, в конце концов, взорвалась бутылками с «коктейлем Молотова» и боевыми действиями сначала на улицах и площадях столицы, а затем и в Харькове, Донецке, Луганске, Одессе, Мариуполе и других украинских городах. Казалось, что те «две Украины», о которых в конце ХХ века первым начал писать Николай Рябчук (впрочем, если быть точнее — то Украина и Малороссия), после ужасающих и кровавых событий, уже не является актуальным конструктом суждений, за которым стоит реальность. Но нет — как видим, немало с того, что должно было измениться бесповоротно, осталось неизменным и теперь ставит под угрозу завоевание Революции Достоинства. С соответствующими последствиями для общественных настроений, и не только в избирательный период.
Немало комментаторов, критически относясь к слишком «р-революционным» намерениям и действиям тех радикалов, которые принимали участие в событиях, в то же время отмечают: неоправданная жестокость тех боевиков (по-другому не скажешь) номинально «новой» полиции, что уже не раз демонстрировали свои наклонности (например, ставя на колени участников акций протеста), является опасной для самой власти. Последняя же, судя по всему, охотно использует против манифестантов те подразделения полиции специального назначения, в которых до сих пор служат бывшие боевики (опять воспользуюсь этим термином) того «Беркута», который громил Майдан и убивал участников акций протеста (или, по крайней мере, прикрывал их и обеспечивал их действия) пять лет тому назад, служа преступному режиму. Почему кадры «Беркута» до сих пор нужны и МВД и другим властным структурам? Потому что они удобны, они безотказны, они, не «вычищены» вовремя из силовых структур, и теперь уверенны, что им все сойдет с рук. А на выборах, судя по всему, они готовы выполнить любую «черную работу», что бы там не говорил глава МВД (кстати, в каких это странах принято, чтобы высокопоставленное должностное лицо такого сорта имело усадьбу за рубежом?) И наличие неодиночных «беркутов» в рядах подразделений специального назначения (кстати, где судебные процессы над теми, кто убивал на Майдане и ассистировал им?), как отмечают комментаторы, является миной замедленного действия под неустойчивую украинскую демократию, потому что воспитанники «школы Януковича и Захарченко» были и являются не только садистами, но и «пятой колонной» Путина (о том, что идеология путинизма до сих пор живет среди них, как раз и удостоверяет выкрик «ложись, бандера!»). И в самом ли деле «беркуты» задают тон и воспитывают личный состав подразделений спецназначения МВД Украины, как кое-кто пишет? Тогда масштабные столкновения и кровь на улицах украинских городов неминуемы.
Впрочем, выглядит, не все так плохо, как может показаться.
Под давлением гражданского общества задержанные участники столкновений со спецподразделениями полиции вскоре были отпущены. Против садиста, который бил ногой по голове брошенного на землю активиста, обещают возбудить уголовное дело. Задержанного в аэропорту «Борисполь» соучредителя инициативы «Кто заказал Катю Гандзюк?» пограничники отпустили с миром, хоть присутствующий там «опер» и был против этого. Глава Нацполиции публично извинился за действия своего подчиненного, а при поддержке начальника департамента патрульной полиции Евгения Жукова и его первого заместителя Алексея Билошицкого часть полицейских начала флешмоб: «Я — Бандера! Слава Украине!».
Другими словами, далеко не все силовики (собственно, по-видимому, большинство из них) не хотят быть подданными Малороссии, служить «кремлевскому карлику» и его местным пахолкам. Но все равно, если власть предержащие не откажутся от использования «беркутов» в спецподразделениях (хорошо бы на фронте, а то в тылу, против участников акций протеста), не прекратят привлекать «титушек» (пусть и с удостоверениями, но с недостойными повадками), не откажутся от попыток прикрыть «своих», «социально близких» негодяев на политических должностях, Украины будут ожидать бурные и опасные для государства события.